Лекция: История как наука. Подходы к изучению истории


История — наука о прошлом и настоящем человеческого общества, о его развитии и изменении.

Объектом исторической науки является развитие человеческого сообщества.
А предметом – деятельность людей.

Слово «история» пришло из древнегреческого языка, где означало рассказ о прошлых событиях.
«Отцом истории» называют древнегреческого писателя Геродота, который написал большое произведение о вой¬не греков с персами. Он назвал свою книгу «История».
В Греческой мифологии была даже муза Истории – Клио.
Греки старались записать, отметить любое важное событие в собственной истории.
В воспитании подрастающего поколения изучение собственной истории приветствовалось.
Считалось, что только человек знающий свою историю может осознанно защищать свою Родину.

В Средние века в Западной Европе основным видом исторических сочинений стали хроники и летописи о деяниях правителей и династий, причем практически всегда в них присутствовала религиозная составляющая. Все события рассматривались с позиции Божественного замысла, провидения. Т.е. все события случались по воле Бога.

Мыслители эпохи Возрождения заложили основы европейской исторической науки Нового времени. В ХVII в. она развивалась под сильным влиянием идей рационализма — философского направления, признающего разум основой познания и поведения людей, естественного права и общественного договора. Т.е. человеческая личность (взаимодействия личностей) рассматривалась как важнейшая в формировании исторического события.

В следующем столетии, в век Просвещения, ученые отказываются от средневековых теорий избранных народов, от европоцентризма. Историки (Вольтер, Д. Дидро, Э. Гиббон, Д. Юм, И. Гердер) настойчиво искали причины происходивших событий. Крупным достижением того времени стала идея закономерности и прогресса в общественной жизни.
Появляется теория развития истории по спирали.

Современная историческая наука, включающая в себя множество школ и направлений, отдельных разделов и отраслей науки (археография, источниковедение, историография и т. д.), сформировалась в ХIХ — ХХ вв.

История в отличие от математики, где возможен единственный правильный ответ, вариативна, сложна, противоречива. Недаром можно встретить критическиe оценки и мнения относительно истории как науки.
В частности, английский драматург Бернард Шоу отмечал: «Что скажет история?» — «История, сэр солжет, как всегда».

Многие выдающиеся мыслители прошлого (М.Т.Цицерон, Ф.Бэкон, Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский и другие) отмечали важность и необходимость ее изучения. Великий римский оратор Цицерон называл историю – наставницей жизни.
Английский философ Бэкон предлагал черпать мудрость в истории. Классик отечественной истории Карамзин называл историю священной книгой народов.

Подходы к изучению истории

Субъективистский подход (субъективизм) подчёркивает роль личности в истории и определение хода истории выдающимся личностям.

Либеральный подход анализирует историю как процесс развития гражданского общества, прав и свобод личности.

Формационный подход в центре находятся материальные ценности жизни: экономика (способ производства, отличающий одну общественно-экономическую формацию от другой), политика (вопросы классовой борьбы за власть), удовлетворение все возрастающих потребностей (страстей, грехов). Выделяют последовательно сменяющие друг друга формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую.

Цивилизационный подход исторический процесс рассматривается как развитие отдельных стран и народов, которые имеют своё своеобразие, но в итоге все они проходят стадии возникновения, роста, расцвета, упадка и гибели.

Модернизационный подход переход от старого к новому, от традиционного общества, основанного на традициях к современному, основанном на постоянном совершенствовании.

Основные понятия исторической науки:

Исторический факт — состоявшееся событие или явление.
Историческое время — движение от одного общественного события к другому, при котором у каждого факта есть точное место во времени.
Историческое пространство — территориальные рамки, в которых локализуется исторический факт или явление.