Вам никогда не казалось, что дети относятся к отметкам более спокойно, чем взрослые. Особенно на ранних этапах, пока взрослые не объяснят, что получать тройки и двойки плохо. Ну или учителя припугнут – делай, а не то… двойку поставлю. Любая угроза со стороны более сильного страшна, а значит опасаться нужно! Двойка это ж конец света. От нее бывают санкции от родителей, недовольство учителя, клеймо «неуспевающего». Причем «неуспевающий», как то сразу отождествляется с «неуспешным».
Мне стала близка тема отметок после поступления в школу моего младшего сына. Он никогда особенного рвения к наукам не проявлял. Ему больше нравилось готовить пирожки, собирать роботов и самолеты, проводить опыты с мыльными пузырями. А вот писать, читать – это не про него. В общем не тупой, но ооочень не отличник. В дневнике – полный набор, на все случаи жизни. Причем вожделенные пятерки – по пению, рисованию, физкультуре и окружающему миру…
Была ли я расстроена? Еще как! И внушала и мультики смотреть запрещала и игрушки отбирала и комп вырубала на неделю.
Не хочется, чтобы твой любимый ребенок был хуже всех.
Для каждой мамочки ее дитятко самое – самое. А тут такие отметки.
Однажды после очередной задушевной беседы над очередной двойкой по русскому, насопевшись, наругавшись, решили выпить чайку.
Спросила, хочет ли он на домашнее обучение. В принципе была уже в том состоянии, что готова была перевести моего олуха на домашнее обучение.
Подумал и говорит – Не, дома скучно! И потом, мы там башню начали строить, как они без меня закончат! И учительница обещала нам палочника показать. А Сашка обещал лупу принести, и мы будем глаза у палочника рассматривать. А футбол…
(Оговорюсь, учителя в школе хорошие, не гнобят, отметки справедливые! Класс дружный.)
Тогда спросила, что ему больше всего не нравится в школе.
Говорит — Вот если бы мне двойки не ставили! Ты ведь не учишься, и двоек тебе не ставят!
Меня это навело на мысль. А ведь правда, когда я что-нибудь новое учусь делать, да хоть стряпать новое блюдо – часто ведь ерунда получается на твердую двоечку. Второй раз уже вроде лучше и так с опытом до «пятерошной» вкуснятины доходишь.
Итоговый результат ведь важнее моей первой двойки. Знания и опыт играют значение, а не промежуточные отметки.
Прописные истины! Жалко так долго до меня доходили!
И решили мы с сыном соревноваться! Кто больше пятерок получит, но каждый в своем.
Так, чтобы честно было, я должна была осваивать, то что он хорошо знает, а мне неизвестно и не очень мной любимо. Знаете, что он мне предложил? Компьютерную игру. Он там уровни щелкал, как орешки. А я спотыкалась на ровном месте.
Не люблю я стрелялки, мне б лучше с книжкой в кресле посидеть… Но ведь и сыну не правила хочется учить, а самолет строить.
Стали мы вместе двойки получать и вместе их исправлять.
Знаете, мои неуспехи и мое стремление их исправить очень благотворно сказалось на успеваемости сына. Соревновались, кто быстрее продвинется дальше, новый уровень займет.
Прошла боязнь двоек и появился навык их исправления. А потом я поняла, что он стал работать на опережение – прочитывал материал заранее, прорешивал задачи, учил слова. Это все чтобы меня обогнать!
Прошло совсем немного времени, и успеваемость у ребенка полезла вверх и санкций больше не понадобилось.
Я понимаю- наш пример не показатель. Он помог нам, но запросто заглохнет у вас. Потому что каждый ребенок – это целая вселенная и найти к ней ключик очень не просто.
Мне хотелось донести до взрослых, что знания важнее отметок. Нанимайте репетиторов, занимайтесь с ребенком не ради отличных отметок, а ради знаний.
Купленные пятерки не подкрепленные знаниями останутся в стенах школы, а знания при любых отметках останутся с ребенком на всю жизнь.