Как подготовить ребенка к экзамену

В окончательном утверждении ЕГЭ как единственной формы вступительных экзаменов в вузы много своих плюсов и минусов. Главная положительная сторона — сведение на «нет» так называемого человеческого фактора: отношение преподавателя к ребенку, волнение школьника во время выступления. Работники образования предупреждают, что ЕГЭ — это только один раз в жизни. Во время всех остальных экзаменов избежать аудитории не получится. Именно поэтому специалисты отмечают, что родители должны по-прежнему думать о подготовке своих чад к выступлениям перед публикой. В последнее время внимание этому аспекту стали уделять гораздо меньше.
Экзамены в школе или гимназии становятся обычным делом. В конце каждого года даже ученики начальной школы тянут билеты, а с сентября по май защищают рефераты и проекты. Чем раньше ребенок получит опыт выступления перед аудиторией, тем меньше он будет волноваться, повзрослев.

Но что делать, если скоро экзамен (утренник, праздник, реферат, защита диплома), а сын или дочь в панике, и в решающий момент запросто могут потерять дар речи? И не потому что не знают, а из-за волнения? Постараемся разобраться в природе их страхов и прийти на помощь.

Сразу хочется оговориться. Общим понятием «экзамен» ниже будет называться любая ситуация, когда вашему ребенку приходится выступать перед публикой. Это не только экзамен как таковой (хотя сейчас самое их время), но и чтение стихотворения на детском утреннике, выступление с рефератом перед классом, защита дипломной работы. Ситуации бывают разные, а суть одна: есть группа людей, которые в данный момент времени слушают ребенка или смотрят на него. Задача минимум – отчитать что нужно, задача-максимум – доказать свою точку зрения. Согласитесь, мало кто из взрослых может сделать это с ходу красиво и грамотно, не испытывая никаких неприятных ощущений.

Анализируем страх

Есть замечательные слова психолога Виктора Кротова: «Страх – это ядовитый коктейль из инстинкта и воображения». Начнем с первого. Страх – наша базовая эмоция, в основе которой лежит инстинкт самосохранения. Она возникает от предчувствия некого опасного фактора: боли либо морального страдания. Любая незнакомая ситуация воспринимается нами как потенциальная угроза. Поэтому первый настоящий экзамен (защита) будет самым страшным. И несмотря на то, что умом все понимают – школьнику даже перед незнакомыми (о ужас!) преподавателями ничего не угрожает, инстинкт будет сильнее его.

Дальше подключается воображение. Оно с удовольствием нарисует безрадостные картины: вопросы, на которые мы не можем найти ответа, или снисходительный смех мэтров от науки… Умноженные на древний инстинкт, такие ожидания и формируют страх выступления перед публикой.

Помнится, в моей школе около учительской висел плакат следующего содержания: «Не бойся экзамена. Это просто проверка твоих знаний». Для кого он был там вывешен – непонятно, потому что как раз сдающих экзамены он не успокаивал. Видимо, это была шпаргалка для учителей – ведь написана-то святая правда!

«На самом деле причина страха логична и понятна, – уверен Борис Борохов, тренер и педагог. – Не подвергая себя проверкам, мы можем находиться в счастливом неведении относительно того, чего мы стоим на самом деле. Мы можем продолжать считать себя самыми умными и замечательными людьми на свете, пока экзаменаторы не докажут нам обратного». Действительно, мы боимся не экзамена (выступления, проверки, защиты), а его результата.

Физически эмоции проявляются у всех по-разному. Кто-то краснеет, у кого-то трясутся руки, коленки, мышцы на лице. Другие варианты: жажда, «словесная каша», неестественное повышение голоса. Но даже это можно пережить. Плохо другое: после выступления, когда мы неминуемо начинаем его анализировать и переживать из-за неудач (часто надуманных), следуют разочарования в себе вплоть до проблем с самооценкой.

Что в этом страшного?

Природа заложила в вашего ребенка определенную психологию, характер и темперамент. Ниже приведены три психотипа, на которые можно разделить всех людей (кстати, не только детей) по принципу поведения. В данном случае в ситуации экзамена. Вы наверняка узнаете своего сына или дочку по характерным особенностям поведения. И там же найдете рекомендации, как правильно себя вести во время подготовки к испытанию.

Так чего же конкретно он боится?

Тип А. Ребенок боится быть не лучшим

Этот товарищ получает удовольствие от состязания. И экзамен для него – соревнование, бой и ринг, он идет сражаться и побеждать. Поэтому корень волнения не в самой ситуации экзамена, а в боязни проиграть более сильным соперникам.

Пожалуй, с этим типом проще всего. Ему просто не надо мешать. Он сам подготовится, продумает стратегию своего боя и подготовит запрещенные приемы. Как он будет этим заниматься – его дело. Борис Борохов: «Пусть, если хочет, учит физику, стоя на голове. Мама и папа должны стать соратниками, уважающими стиль его подготовки и готовность сражаться».

Тип Б. Ребенок боится экзаменатора

А точнее того, что экзаменатор с ним не согласится. Этот тип личности называют еще «цветком»: он идет на мероприятие, чтобы покрасоваться, блеснуть знаниями, внешностью, мастерством. У него собственные критерии правильности и красоты. Проблема в том, что эти критерии не всегда совпадают со взглядами экзаменатора. Вот это-то больше всего и волнует ваш цветочек. Результат ему не важен, потому что так или иначе возможность покрасоваться представится.

Как себя вести? Для начала выдать ребенку всю возможную информацию о предстоящем экзамене. Самое главное – «настроить» критерии оценки его знаний под критерии комиссии. Проведите с ним репетицию, примерьте на себя роль учителя. Приготовьте билеты, дайте время на подготовку и выслушайте все ответы.

Особенность этого психотипа – склонность к особым предэкзаменационным ритуалам. Не противьтесь этому, пусть зовет халяву в форточку, сколько его душе угодно. Он так настраивается.

Тип В. Ребенок боится результата

Он идет на экзамен исключительно за оценкой. Он не хочет ни с кем соперничать и показывать себя. Ему важна оценка и все, что за ней последует: подарок от Деда Мороза, место на пъедестале, поступление в вуз… Он трижды перечитал учебник от корки до корки, но за час до выхода вдруг вспомнил, что недопонял одну главу. Это причина для стресса. Именно такие личности закатывают родителям истерики перед елкой: «Не пойду читать стишок, я в нем последнюю строчку всегда забываю». При этом умом он понимает, что всего знать нельзя. Однако осознание того, что недопонятая глава теоретически может ударить по результату, становится кошмаром.

Борис Борохов: «Родителям нужно вести себя крайне осторожно. Осмотрительно проявляйте свои амбиции, ведь они дополнительным грузом лягут на личность ребенка». Мама, недовольная «четверкой» – это тоже результат, тоже оценка. И для кого-то равносильная катастрофе, даже если весь класс сдал на «тройки». Хвалите его, постоянно давайте понять, что он имеет право на успех».

Ручка, листочек, зачетка… и все?

И все же экзамен, непосредственная проверка знаний, является одним из самых сложных испытаний в жизни ребенка. О том, что нужно готовить материал по предмету, речи не идет – это естественно. Но только ли знания будут оцениваться преподавателем?

«Конечно, страх учащегося заметен комиссии, – говорит Ирина Белкина, кандидат педагогических наук (СГПУ). – Это темп речи, излишняя и неуместная жестикуляция (усиливается по мере нарастания волнения), потеря контакта с экзаменатором. Это влияет на восприятие ответа в целом и размывает общее положительное впечатление. А ведь оно складывается из всех аспектов, и в том числе того, как человек себя подает. Каждого из нас характеризует речь, и любые сбои, неточности, нелогичность изложения только принижают качество подготовки».

Другими словами, ваш студент может знать предмет лучше преподавателя, но за неумением четко излагать свои мысли этого никто не увидит.

Помогите ребенку подготовиться к выступлению, соблюдая универсальные правила подготовки речи. Они будут одинаково полезны и первокласснице, готовящей рассказ о кукле Барби, и студенту-дипломнику.

— Прежде чем писать текст, четко и одним предложением ответьте на вопрос «Что мы хотим сказать?».

— Убедитесь, что вы абсолютно уверены в том, что собираетесь донести до слушателей.

— Начинайте и заканчивайте доклад основным тезисом, так он лучше запомнится.

— Не растекайтесь мыслью по древу. Помните: ненужные детали и подробности снижают убедительность высказывания.

— Формулируйте мысли ясно и логично.

— Объясняйте термины.

— Говорите на языке аудитории: они должны вас понимать.

— Используйте выразительные средства языка. Они раскрасят вашу речь, помогут зрителям запомнить ее.

Личный опыт

Клюжев Вячеслав, выпускник СГАУ:

«Я заранее знал, что к защите дипломной работы придется готовиться еще и в плане выступления. Проблемы были те же, что и у многих моих однокурсников: от волнения я терял речь, путал слова, краснел. Поэтому непосредственно перед защитой позанимался со специалистом. Мы вместе написали мой доклад, потом много раз его проговаривали, корректировали, снова озвучивали. На последнем занятии я выступал с этой речью, как будто на защите. Сказать, что от этого волнение совсем пропало, я не могу. Конечно, в первые секунды лихорадило. Но я сумел собраться, говорил четко и понятно. Не мычал нечто нечленораздельное, как некоторые. Защитился очень успешно».

И напоследок. Надо постараться донести до ребенка следующее: учитель тоже человек. Он видит, что школьник (студент) волнуется. И, как правило, старается помочь. Хотя бы подбадривающими «верно», «правильно» и «вернемся к сути вопроса». Кстати, тех, кто старается сдать последним, преподаватели не любят. В хвосте обычно плетутся троечники и те, кто еще не раз потом вернется за оценкой. Есть риск потеряться в этой толпе и получить незаслуженно низкий балл. Да и не надо забывать – человека делает его окружение. И только потом, курсу в 4-му, ваше чадушко поймет, что экзамен суть досадная помеха на пути к каникулам. Досадная, но совсем не страшная.

Комментарии специалистов

Бухарева Лариса, преподаватель риторики:

«Страх абсолютно нормален. Даже профессиональные актеры и певцы признаются, что волнуются перед выходом на сцену. Но как только они выходят и начинают играть свою роль – страх пропадает. Потому что они готовы, они знают каждое свое слово и отработали на репетициях каждое движение. Поэтому всегда готовьтесь к любому выступлению. Главное – это предварительная подготовка. Начните с текста. Напишите его, при этом старайтесь, чтобы ваша речь была живой и образной. Не бойтесь использовать выразительные средства языка, играйте им, употребляйте метафоры, эпитеты, образные сравнения. Тогда вас будут слушать с интересом, ведь ваша речь станет отличной от других. И все проигрывайте дома, все проговаривайте. Нельзя жалеть на это времени».

Сидоренко Юлия, психолог

«У каждого более-менее опытного оратора есть собственные приемы избавления от страха. Например, пробежаться по лестнице или проделать какие-то физические упражнения. Тогда адреналин вырабатывается не во время выступления, а до него. Чаще всего еще до выхода на трибуну можно посмотреть на аудиторию, устроить небольшой аутотренинг: «Я выступлю хорошо. Мне поставят «пятерку». Если и это не помогает, выскажите комиссии свою эмоцию: «Я немного волнуюсь».

Еще существует метод, придуманный психотерапевтом Иозефом Вульпе. Он состоит в том, что ситуация, вызывающая страх, раскладывается по иерархии. Разбейте мероприятие, на котором предстоит выступать, на ряд последовательных мелких шажков. Их должно быть не менее десяти! Например: приехать на экзамен, найти аудиторию, поприветствовать преподавателя, уточнить свою очередь и т.д. Каждый из этих шажков уже не выглядит большим событием, способным вселить страх».

Евгения Кожанова
http://lady.samara24.ru

ВУЗы // // Просмотров: 8 277