Первый и, наверно, самый большой плюс обучения на дому заключается в хорошем усвоении материала. Структура школьного урока ориентирована на среднего ученика и сильно отличается от индивидуальных занятий. В домашних условиях уровень усвоения материала повышается, так как не надо следовать определенной программе. Если ребенок что-то не понял — есть возможность повторить пройденное и остановиться на сложном материале более подробно. С другой стороны, легкий материал изучается в более быстром темпе. В результате, за меньшее время проходится больший объем информации.
Далее следует сказать о неординарности юной личности. Очень часто взрослые предлагают детям готовые способы решения задач, закладывают алгоритм действий в той или иной ситуации. Не давая ребенку возможности найти свой неповторимый, наиболее значимый путь, они ограничивают спектр его творчества. Обучение вне коллектива позволяет по максимуму избежать стереотипов в мышлении. Открыть таланты и наклонности.
Но нельзя не сказать и о явных недостатках образования «на дому».
Дело в том, что у любого человека существуют психические потребности: сенсорные, познавательные, эмоциональные и социальные. Невозможность их удовлетворения ведет к возникновению особого психического состояния — депривации. Домашнее обучение зачастую снижает возможность удовлетворения психических потребностей личности, особенно эмоциональных, и провоцирует данное состояние. Ребенок, у которого наблюдаются подобные проблемы, не может заниматься самостоятельно, его успеваемость не соответствует способностям.
И конечно, немаловажную роль в становлении маленького человека играет и сознание своего места в обществе.
Выработка стратегии общественного поведения, умение ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и находить способ их разрешения. Научиться всему этому вне социума невозможно. Кроме того, жизненный опыт, возникающий при общении в коллективе, повышает уровень интеллекта ребенка и его стрессоустойчивость. В школе в последнее время появилось много новых подходов к обучению — семинары, коллоквиумы, поездки на экскурсии, доклады. Такое разнообразие форм стимулирует развитие познавательной деятельности и позволяет выработать свою индивидуальную стратегию получения знаний. Если ребенок обучается дома, формирование стратегии усложняется, так как рядом нет сверстников, которые могли бы опровергнуть его точку зрения.
И, конечно, большим минусом в домашнем образовании можно считать отсутствие мотивации. При домашнем обучении ребенку ее не достает, не хватает стимула к учебе, к получению знаний. У желания учиться должен быть мотив. Либо социальный — «малыш уже взрослый, ходит в школу», либо внешний — получение положительных оценок, общение со сверстниками. А вот в младшем школьном возрасте высшая мотивация, то есть осознанная потребность в получении знаний, встречается редко. Поэтому уровень обучаемости ребенка в домашних условиях снижается.
Нельзя забывать и о том, что эффективность учебной деятельности малыша зависит и от уровня самооценки.
Оценка же собственной деятельности формируется, главным образом, под влиянием мнения учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным способностям и тому, что о них и их способностях думают другие дети.
Во время индивидуального обучения ребенок не имеет возможности сравнить свои успехи с успехами сверстников и реально себя оценить. Когда, в дальнейшем, он окажется в коллективе и увидит детей, чей уровень развития превышает его, это может спровоцировать неуверенность в себе и породить ряд комплексов.
И, наконец, примерно в пять лет ребенок начинает контролировать свои действия. Самоконтроль сопряжен с чувством ответственности и самостоятельности. При домашнем обучении его формирование может искажаться. В школе же ребенок постоянно оказывается в ситуациях, когда он должен отвечать не только за себя, но и за других, а дома такого, как правило, не происходит.
Разобравшись в плюсах и минусах домашнего обучения, давайте попробуем определиться, в каких случаях такой тип образования является оптимальным? Итак, родителям стоит задуматься о возможности обучения ребенка на дому, если:
У чада проблемы со здоровьем
— малыш находится в пограничном состоянии между неврозом и психопатией. Признаками такого состояния могут быть: бессмысленное упрямство, быстрая смена настроений, частые ссоры и грубость, не мотивируемая агрессия или, наоборот, чрезмерная податливость, стремление обратить на себя внимание любым путем и ярко выраженный эгоизм, гипертрофированный педантизм или цинизм.
— при нарушении деятельности головного мозга, в результате которой возникает асоциальное поведение, гиперактивность, сниженная обучаемость и работоспособность.
— если у ребенка хроническое заболевание, и ему надо соблюдать режим дня и диету, периодически лежать в стационаре.
Ваш малыш «сова»
Обычно режим дня устанавливается еще до школы, когда чадо начинает ходить в детский сад. Если ребенок до школы остается дома, лучше заранее начать приучать его к новому распорядку дня. Если же младший школьник не способен вставать рано утром и не воспринимает информацию на первых уроках, временное домашнее обучение поможет подобрать оптимальный режим
усвоения знаний и постепенно сформировать необходимую привычку.
У ребенка талант
Если в дошкольном возрасте ребенок или его родители приняли решение заниматься чем-то определенным всерьез, например, спортом, учеба обычно отходит на второй план. В таком случае, экстернат даст возможность не отвлекаться от своего главного дела и делать уроки в удобное время.
Психологи указывают вам на психологическую неготовность малыша к школе.
Личность маленького человека должна созреть для того, чтобы большую часть своей жизни проводить в образовательном учреждении. Перед поступлением в школу детей тестируют, выявляя степень их физической, интеллектуальной, эмоционально—волевой, личностной и социально-психологической готовности к школе. У ребенка должны присутствовать: мотивация, потребность в общении, способность сознательно воспринимать большой объем информации. Если малыш по возрасту годится в первоклашки, но еще не готов к этому по уровню своего внутреннего развития, целесообразнее всего пропустить год или же временно заниматься с ним в домашних условиях. Так ребенок, с одной стороны, не отстанет от сверстников, а с другой — сохранит психическое здоровье.
У тех взрослых, которые приняли решение обучать ребенка дома, возникает ряд вопросов. И среди них: каким образом компенсировать малышу недостаток школьного общения?
Психологи советуют:..
Если ребенок по тем или иным причинам учится дома, можно, определить его в различные секции и кружки. Не стоит думать, что простого общения во дворе достаточно. Группа детей, гуляющих на одной детской площадке — это не коллектив. На улице каждый сам за себя, ребенок не заинтересован в результате деятельности, не возникает осознания ответственности и важности выполняемого поручения. Только в коллективе, у которого есть общая цель, например, в кружке, можно решить определенные психологические задачи. Однако, на сто процентов компенсировать отсутствие школьного общения невозможно. Ведь школа это особый социум, особая система взаимоотношений.
Кроме всего прочего, существует возраст, когда ребенка не рекомендуется учить дома. Дело в том, что одна из главных задач начальной школы — научить детей самостоятельно добывать информацию. Если это не происходит в данном возрасте, то весь школьный процесс идет насмарку.
К тому же начальная школа задает тон всему дальнейшему образованию. В эти годы устанавливаются взаимоотношения учитель-ученик, формируется умение слушать и соотносить свое «Я» с «Я» других людей.
Если же говорить об особенностях темперамента, при которых лучше учиться в школе или дома, то в идеале, учитель должен их учитывать. Хороший педагог даст меланхолику одно задание, в то время как холерик сделает несколько небольших и разных. Так что темперамент не является причиной для отказа от коллективного обучения. В данном случае, вам просто необходимо найти хорошего первого учителя для своего первоклашки.
Автор: Далецкая Вероника
http://www.nanya.ru