Среди студентов часто можно встретить сомнение в необходимости обучения живописи и рисунку для получения профессии дизайнера. Действительно, современное развитие техники и технологий, казалось бы, дает такие возможности, при которых навыки «ручного» труда не столь актуальны. Созданы великолепные программы, способные помочь начертить план, выстроить стены, обозначить конструктивные элементы, создать точную реалистичную картинку. С этим никто не спорит. И все же сделать по настоящему интересный дизайнерский проект, решить его объемно- пространственные задачи, ощутить форму, композицию, невозможно без навыков и знаний, которые дают общехудожественные дисциплины. Не говоря уже о том, что творчество, основанное только на знакомстве с машиной, творчеством назвать трудно. Чтобы создать достойный дизайн интерьера, художественные предметы быта, коллекцию одежды, или даже рекламу, необходимо владение выразительными средствами рисунка и живописи, это возможно только при развитии творческих способностей, тренировке таких качеств, как наблюдательность, зрительная память, пространственное мышление, чувство цвета, формы. Приобретение практического опыта в области рисунка и живописи процесс сложный и длительный, требующий внимания, сосредоточенности, трудолюбия.
Рисунок помогает овладеть объемом, почувствовать форму объекта, соподчинить его с пространственной средой, вписать его в окружающую действительность. Так при создании интерьера или рекламы необходимо четко осознавать, как отдельные предметы будут сочетаться, гармонировать друг с другом и окружающим пространством, с уже существующими архитектурными объектами, например. Помочь же создать желаемое настроение, воздействовать на чувства поможет правильная, грамотная расстановка цветовых акцентов и света. С этой задачей можно справиться, только овладев навыками такой дисциплины, как живопись. Рисунок дает основу мысли, рассуждению, живопись- область чувства. Рисунок служит для изучения свойств предмета: формы, размера, объема. Живопись дает понятие о внешнем виде предмета, его цвете, освещенности. Задачи рисунка и живописи тесно связаны и взаимозависимы. Рисование, преследующее цель изучения и выявления свойств натуры, действительно ведет к обогащению всех видов изобразительного искусства, так как оно дает творцу возможность приобрести все необходимые средства для правдивого выражения многообразных форм действительности. Некоторые полагают, что способность видеть и изображать натуру объемно гарантируется нам устройством нашего зрительного аппарата, но это не так. Практика показывает, что изначально трудно отучиться от плоскостного восприятия предметов и условной манеры изображения. Помимо трудности восприятия, сложность заключается в том, чтобы дать объемное изображение на плоскости листа, для этого необходимы профессиональные знания и опыт. При обучении необходимо воспринимать лист не просто плоскостью, а как бы провалом в пространство, и объемное изображение должно строиться в глубине этого пространства. Контур объекта лишь дополнение к его объему, он должен его подчеркивать, а не доминировать. Уже при построении контур должен содержать элементы объемных характеристик (разная толщина, «живая» линия). Это касается и построения основы под живописное произведение. При дальнейшей работе линия контура должна относиться либо к фону, либо к объекту. Только грамотное распределение объемно- пространственных характеристик объекта и окружения даст в реальности гармоничное произведение. Объект изображения нужно воспринимать целостно и уметь «вплавлять» его в пространство. Для этого необходимо вначале изобразить общие характерные части предмета, затем перейти к проработке деталей и на окончательном этапе нужно снова обобщить объект, соподчинить его со средой. Вообще, даже при проработке деталей необходимо постоянно соотноситься с общей, большой формой. Изображение объекта в пространстве невозможно без изучения законов перспективы. Понятие перспективы дает знание, как распорядиться картинной плоскостью, как изобразить одни предметы близко, а другие далеко, как реально передать на плоскости тела, имеющие три измерения и т. д. Без знания законов перспективы невозможно достичь реалистичного изображения. Построение пропорций, перспективное сокращение дают основу для работы над светотенью в рисунке, либо для цветового решения в живописи. И если рисунок поможет создать видовую гармонию форм в пространстве, то живопись подскажет гармонию цветовых пятен, поможет создать нужное настроение. Занятия живописью учат целостному восприятию колорита, объединению различных цветов, их взаимоотношений друг с другом. Большую роль в формировании колорита играет свет. Понять, как влияет освещение на изменение цветового содержания можно только путем наблюдения и личного фиксирования, т.е. зарисовок и этюдов с натуры. Например, при искусственном свете цвета предметов будут казаться более желтыми, чем они есть на самом деле. Следовательно, красные становятся более оранжевыми, голубые, синие и другие холодные сильно темнеют, теряют насыщенность. При красном свете восходящего солнца все цвета краснеют, красные становятся краснее, а зеленые сильно темнеют, ахроматизируются. Цвета также могут изменяться от интенсивности освещения. При ярком освещении все цвета выбеливаются, уменьшается количество цветовых оттенков на светлых поверхностях; при слабом освещении — на темных поверхностях и в тенях. В сумерках при постепенном ослаблении света цветовые тона перестают различаться: сначала красные, затем оранжевые, желтые и т. д. Дольше других различаются синие. Одновременно с тем изменяются светлотные отношения между цветами. Днем самыми светлыми цветами мы видим желтые, а в сумерках — голубые, которые постепенно становятся неотличимыми от белых. Утром на рассвете, по мере усиления света постепенно начинают различаться цветовые тона в обратном порядке: раньше синие и позже красные. При работе над картиной, этюдом, передавая освещение и воспроизводя при этом светотеневые градации на изображаемых объектах, вы одновременно передаете и объемность предметов. Наиболее богатые грации светотени наблюдаются при любой интенсивности освещения на среднесветлых предметах. На поверхности темных предметов мало заметны светотеневые градации при слабом освещении. На теле человека теплые и холодные оттенки часто распределяются так: если света теплые, то полутени бывают холодные. На открытом пространстве полутени и тени бывают холодные, а света – теплые; в помещении, наоборот, полутени и тени чаще бывают теплые, а цвет освещенных участков формы – холодным. В тенях часто наблюдаются рефлексы, то есть оттенки, вызванные светом, отраженным от окружающих объектов и подсвечивающим тени. Блики на неметаллических предметах всегда имеют цветность освещения. На предметах, освещенных прямым солнечным светом, блики бывают желтоватыми. У металлов блики цветные: у золота и меди – желтые, оранжевые, у серебра – голубоватые. Кроме светотени для воспроизведения объемности форм можно использовать явление «выступающих» и «отступающих» цветов, заключающееся в том, что цвета теплые большинству людей кажутся выступающими вперед, а цвета холодные – отступающими. Выступают вперед цвета более светлые и насыщенные. Цветам присуща, также, чисто описательна характеристика весомости. Цвета, напоминающие легкие объекты (небо, воздух), воспринимаются легкими, а напоминающие тяжелые объекты (камень, землю) – тяжелыми. Обычно оказываются легкими светлые холодные цвета, а тяжелыми – темные теплые цвета. Наряду с эстетическим воздействием можно использовать и влияние красок на психику, что особенно актуально при дизайне интерьера. Краски могут сделать помещение уютно- теплым, а могут придать ему холодновато- деловой вид, они могут стимулировать или успокаивать. Умелому обращению с красками и формами можно и нужно учиться. Занятия рисунком и живописью помогут раскрыть теоретические знания на практике, довести их до интуитивного ощущения. Натурные этюды сформируют понятие о гармоничном распределении цвета в определенном световом диапазоне и последующих изменениях колористического соотношения между объектами в течение суток. Дизайнер созидает, прежде всего, для обычных людей, которые, наблюдая окружающий пейзаж, природу привыкли к определенной гармонии, тоновому и колористическому равновесию, смещение этого равновесия практически никогда не бывает выигрышным. Поэтому прежде, чем создать что-то оригинальное следует изучить, познать окружающую действительность, осознать законы, по которым существует природа цвета и света. Без подобных знаний и навыков трудно или даже невозможно создать дизайнерскую вещь, которая станет предметом искусства. Только изучив эргономику, нарисовав ни одну фигуру, узнав пропорциональные и конструктивные особенности человека, возможно создать уютный интерьер, удобную мебель и одежду, наконец, просто разместить рекламу в хорошо просматриваемой зоне, наиболее выигрышной для привлечения потенциального покупателя.
Вдохновение может прийти в любой момент, даже тогда, когда под рукой только карандаш или ручка. Непростительно упустить удачную идею только потому, что не научился владеть «ручным» инструментом, а полагался только на технику. Выбирая творческую специальность, человек осознанно связывает свою судьбу с искусством. Невозможно представить себе дизайнера или модельера, который не мог бы рисовать и писать красками. Выпускнику приходится готовить себя к тому, что ему придется конкурировать на рынке труда, где отбирают лучших в результате конкурсного соревнования. Готовность к конкуренции подразумевает успешное овладение всеми «полезными» знаниями и навыками в определенной профессиональной сфере. Способность к конкуренции формируется, когда знания остаются не сами по себе, а подкреплены на практике. Только такие знания приносят успех в жизни и гарантируют профессиональный рост личности.
Автор: Острийчук Т. А.