Прически
Россия
Русские женщины, особенно жены и дочери бояр XVI и XVII веков, жили затворницами. Они знали только терем да церковь.
Девушки должны были заплетать волосы в косы, замужние женщины — убирать волосы, не показывать их: волосы покрывали платками, любыми головными уборами в зависимости от сословия. Показаться с непокрытой головой для женщины считалось позором. (Опростоволоситься — значит сделать грубый промах, оплошать.)
Женщин, заключенных в темницы, с целью опозорить подвергали пострижению.
Европа
Огромную роль в жизни людей играла церковь, поэтому и развитие парикмахерского искусства зависело от регламентации церкви, которая стремилась усмирить «греховную человеческую плоть».
Девушки носили либо длинные косы, либо распущенные волосы, подхваченные вокруг головы обручем, а замужние женщины скрывали волосы под головным убором. Чаще всего таким убором служил круглый платок из белой ткани с отверстием для лица. В XV веке огромное значение приобрели головные уборы, в частности чепцы, а прическа, наоборот, утратила свое значение. Модным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого волосы надо лбом и затылком подбривали.
Непременным условием красоты были кудри.
Их завивали с помощью щипцов и специально разогретых палочек. Хотя блюстители морали считали греховным естественное желание женщины выглядеть лучше, чем она есть. Те, кто делает себе волосы кудрявыми, должны идти в ад, ибо другого пути для них нет, — реплика из средневековой пьесы.
Во времена позднего Средневековья женщины, согласно указанию костелов, должны были укрывать волосы чепцами, косынками, покрывалом, вид непокрытых женских волос считался греховным. Они носили длинные волосы с пробором посередине, заплетали их в косы и убирали на затылке, поверх прически надевалось убранство.
Согласно поверьям того времени в волосах хранилась вся мудрость и сила человека, а при выборе будущей жены мужчины смотрели на стан, лицо и толщину косы.
Иногда косы знатных особ были очень длинными благодаря добавлению отдельных полосок ткани. Ширина их кос достигала размера ладони за счет многопрядного, в четыре-пять плетешков, плетения. В историю прически эти косы вошли с названием “рыцарские”. В средние века в Западной Европе дамы носили прическу "рыцарские косы", волосы перевивались лентами, могли быть плоскими, в четыре-пять плетешков. Носили косы и в сетках над ушами, прическа напоминала улитку или бараний рог, за что и получила подобное название.
Цвет
О мистической силе волос говорят многие мифы. Считалось, что именно в волосах обитает душа, и если их отрезать, то человек может лишиться психической и физической силы.
Например, очень короткие волосы пользовались недоброй славой. В Ирландии верили, что люди с такой стрижкой поддерживают связь с потусторонними силами, потому что «ежик» на голове как будто всегда стоял дыбом от ужаса при контактах с нечистью.
Не менее важную роль в мистической оценке волос играет цвет.
Белые и отливающие золотом напоминали о божественном свете и символизировали бессмертие. С такими длинными локонами обычно на византийских иконах рубежа XII и XIII веков изображали ангелов.
Первая из женщин, Ева, была блондинкой. В средние века светловолосая женщина считалась символом невинности, непорочности.
Каштановые указывали на сильную внутреннюю энергию человека.
Медно-рыжие были связаны с богиней Венерой, являющейся для многих верующих олицетворением прелюбодеяния, поэтому этот цвет якобы свидетельствовал о развратном и демоническом характере. Немудрено, почему венецианские художники куртизанок изображали только рыжеволосыми.
Женщин с красновато-рыжими волосами обвиняли в причастности к сообществу злых духов. Этот цвет был знаком нравственного падения и предательства. С такими волосами изображали Иуду.
В средние века рыжие волосы могли навлечь на их обладателя обвинение в колдовстве, которое вело прямо на костер. Рыжеволосые люди вызывали беспокойство и страх у соплеменников. Рыжеволосая женщина — пария и сатанинское отродье — вдвойне соблазнительна.
Черные волосы так же не приветствовались. Они якобы могли хранить на себе печать угля из адской печи.
О мистической силе волос
В Западной Сербии, подстригая волосы детям, оставляли прядь на голове — «на счастье».
В Германии давшие обет мести не стригли волосы, чтобы сохранить силу и остаться физически неуязвимыми.
Франкским королям с детства не стригли волос, а если это случалось — необязательно добровольно, то служило знаком отказа от прав на престол.
В Средние века верили, что вредоносная сила колдунов и ведьм через волосы уходит в пространство и отравляет его. Поэтому палачи священной инквизиции перед пыткой сбривали им все волосы на теле.
Добровольно и даже с радостью остригались только люди, находящиеся в состоянии душевного потрясения, следуя ветхозаветному предписанию в печали «отречься от волос и бросить на них все злое».
Стараясь помочь больному, его волосы, в которых могла находиться болезнь, остригали и закручивали на ветке дерева или отдавали на съедение собаке, полагая, что недуг перейдет в растение или на животное.
Однако волосы близкого человека старались иметь при себе. После его смерти их хранили в особых красивых шкатулках или делали из них браслеты и амулеты.
Особой мистической значимостью был наделен узел из волос. Как узел на веревке и любое кольцо, он магически «запирал» человека и вводил его в замкнутое, то есть безопасное пространство.
До сих пор в некоторых местностях не забыто верование-традиция, что ребенку до года нельзя обрезать волосы. Наши предки верили, что девушка с длинными волосами приносит в семью счастье. Также считали: если девушки с распущенными волосами побегают по полю, будет хороший урожай. С помощью волос гадали, предсказывали будущее.
Сюда же относится и традиция покрывания головы замужней женщиной. Она уходит в далекое прошлое и связана с представлениями о магической силе волос. Свитые, спутанные женские волосы — «колтун» — в народных представлениях воспринимались как связь с потусторонним миром, принадлежность ведьмы, колдуньи. Распущенные, не убранные под головной убор волосы также привлекали злые силы. Когда женщина выходила замуж и становилась членом другой семьи, она должна была покрывать голову, чтобы не принести несчастья мужу и его родне. Выйти из дома на улицу «непокрытой», «простоволосой» даже в начале XX в. считалось недопустимым.