Кузьма Сергеевич Петров-Водкин — российский и советский живописец, график, писатель и педагог.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился 24 октября (5 ноября) 1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии Российской империи, в семье сапожника.
С самого раннего детства мальчик наблюдал за работой иконописцев, пытался срисовывать, рисовать собственные иконы.
Видя заинтересованность, родители отдали его в классы по живописи и рисунку Ф. Е. Бурова.
Однако в 1895 году Буров скончался и образование осталось незаконченным. Позднее Петров-Водкин так вспоминал: «До окончания нашего пребывания у Бурова мы ни разу не попытались подойти к натуре, благодаря чему не получали настоящей ценности знаний».
Рисунки Петрова-Водкина понравились архитектору Р.Ф Мельцеру, он увез Кузьму в Петербург и устроил учиться в Центральное училище технического рисования Штиглица.
Все время учебы (и некоторое время после) несколько самарских купцов присылали по 25р. в помощь Кузьме, но тот считал это «подачкой, за которую потом нужно будет благодарить».
В 1897 году Петров-Водкин переехал в Москву, где поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1900 году работал на керамическом заводе в селе Всехсвятском под Москвой.
С 1905 по 1908 год занимался также в частных академиях Парижа. В этот период посетил Италию (1905) и Северную Африку (1907).
В Европу художник попал так: получив от купцов очередные 25 рублей, он уговорил продавца новомодных дорогущих машин – велосипедов – сдать один в аренду. И, перекинув через плечо ремень дорожной сумки (в ней — географическая карта, смена белья, чайник, ящик с красками и маленький револьвер, специально придуманный для велосипедистов, чтобы защищаться от собак), отправился путешествовать в Варшаву, Прагу, Мюнхен, Геную, Париж…
В Советском Союзе Петров-Водкин много работал как график и театральный художник.
Занимался также литературным трудом, сочиняя рассказы, повести, пьесы.
С 1918 по 1933 г. он преподавал в Петроградских Государственных свободных художественных учебных мастерских, в Институте пролетарского изобразительного искусства.
Петров-Водкин был одним из реорганизаторов системы художественного образования.
В 1932 году Кузьма Сергеевич занял ответственный пост в ленинградском совете по делам искусств, сделался профессором Академии художеств и председателем правления Ленинградского союза художников. И долгих пятнадцать лет с упорством и жестокостью диктатора насаждал в качестве единственной методики свою трехцветную систему.
Некоторые преподаватели ненавидели эту систему и называли её “трехплёткой”. В конце концов, из-за него Академию были вынуждены покинуть учителя не разделявшие его точку зрения. Близкий к ним Сомов в своё время говорил про Кузьму Сергеевича: “тупой, претенциозный дурак”.
Но это не помешало Петрову-Водкину стать одной из весьма значимых фигур в искусстве ХХ века.
Автопортрет |
Богородица |
Париж |
Кафе |
Африканский мальчик |
Портрет жены художника |
Эскиз к спектаклю Степан Разин |
Купание красного коня |