Великую Отечественную войну Аркадий Александрович Пластов встретил в Прислонихе. Художник воспринял войну как великую народную беду.
В первые месяцы войны он написал картины: «Немцы идут. Июль. 1941», «Защита родного очага», «К партизанам», «Один против танка», символизирующие народное сопротивление силам зла.
Мировую известность получило произведение Пластова «Фашист пролетел», созданное в 1942 году. Художник отобразил варварскую личину фашизма, убившего невинного ребенка. Пластов так писал об идее картины: «Надо было облик этого чудовища показать во всём его вопиющем обличье».
В ноябре 1943 года картина «Фашист пролетел», находилась в зале советского посольства в Тегеране, где проходило совещание Сталина, Рузвельта и Черчилля. Это был личный вклад художника в великую Победу.
Зимой 1943 года А.А. Пластов в составе бригады художников в чине майора интендантской службы выезжал на Сталинградский фронт. Он был свидетелем штурма города. Поверженными показал Пластов врагов в работе «На Сталинградских дорогах».
Одно из самых известных своих произведений – «Жатва» 1945 года, художник посвятил старикам, женщинам, детям, самоотверженно работавшим в тылу.
Радостным гимном освобождения, Победе, стала картина «Сенокос», написанная Пластовым в 1945 году. Всё здесь наполнено взволнованными чувствами художника, который, работая над полотном, всё время думал: «Ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся – смерть кончилась, началась жизнь!»
Гражданин и патриот Пластов творил с глубокой думой о судьбе Родины. Впоследствии, про себя он говорил, что всю войну работал, как солдат на передовой, приближая час Победы.