12 апреля 2009г. — Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье)
За неделю до Пасхи празднуется торжественный Вход Господень в Иерусалим, который в народе именуется Вербным воскресеньем
Накануне входа в Иерусалим Иисус совершил великое чудо — воскресил Лазаря (это событие отмечается за неделю до Вербного воскресенья, в Лазареву субботу). Весть об этом быстро разнеслась по Иудее, и народ признал в Иисусе нового Царя и Спасителя, поэтому при въезде в Иерусалим верхом на осленке его встречали и чествовали тысячи людей и видели в нем, прежде всего, победителя смерти.
Христос входит в Иерусалим. Он открывает людям спасение от рабства греха, но его ждут страдания и крестная смерть. Толпа иерусалимлян его шумно приветствует, но видит в нем земного Спасителя, ждет освобождения не от духовных пут греха, а от оккупантов-римлян. Люди устилают дорогу Иисуса пальмовыми ветвями, а Он видит заблуждение тех, кто так радостно его встречает. Христос не отклоняет явным образом восторгов толпы, но ищет совсем другого — обращения сердец к доброте и любви, к Богу.
На вечерней службе накануне Вербного воскресенья в церквях освящаются распускающиеся ветви вербы и раздаются молящимся прихожанам. Освященные ветви приносят со службы домой и хранят до следующего года, их принято ставить за образа.
В России в допетровское время в праздник Входа Господня в Иерусалим совершалось так называемое "шествие на осляти" — обряд, заимствованный из византийской традиции. После праздничной службы во Входоиерусалимском приделе Покровского собора (храма Василия Блаженного) с Красной площади на Соборную площадь Московского Кремля проходила специальная процессия, изображавшая само событие отмечаемого праздника. Патриарх следовал в ней, сидя верхом на лошади (наряженной ослом), которую вел под уздцы идущий пешком царь. В ряде русских городов вплоть до 1678 г. также совершалось шествие на осляти с участием вместо патриарха и царя, соответственно, местного архиерея и воеводы. В 1697 г. обряд был упразднен.
А вот как отмечался праздник в народе. В Вербное воскресенье общераспространённым обычаем было слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели детишек лёгкими ударами вербы, приговаривая: «Верба хлёст, бей до слез. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров как верба».
Простой народ освящённым вербам придает особую очистительную силу, верует в спасение домашнего скота от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов. Об этом свидетельствуют различного рода «вербные» обряды, сохраняющиеся до сих пор в некоторых местностях России, Украины и Беларуси. Например, в Костромской области сохраняется народный обычай выпекать баранки к Вербному Воскресенью, освящать их в церкви и принося домой, скармливать их домашнему скоту, чтобы предохранить от болезней, а в Юрьев (Егорьев) день крестьяне обмакивают хранившуюся в продолжение всего года вербу в святую воду и затем окропляют собранный во дворе домашний скот; с вербой в руках в первый раз провожают скот на пастбище.
Вербе и её серёжкам приписывалась целебная сила. Съедали по девять вербных серёжек, считая это лекарством от лихорадки. Советовали есть почки освящённой вербы бесплодным женщинам, а также как предохранительное средство от других болезней. Клали вербу в воду, в которой купали больных детей. Запекали серёжки в хлеб, а в некоторых селениях пекли печенье в форме вербных почек.
Многие верили, что освящённая верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя— помочь при пожаре. Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен по приходе из церкви в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освящённой вербы— средство это, если и не превратит труса в героя, то во всяком случае должно прогнать природную робость.
Но вот сажать вербу считалось плохой приметой. Говорили: «Кто вербу сажает, сам на себя заступ готовит» (то есть умрёт, когда из вербы можно будет вытесать лопату).
Как это часто бывает, христианские праздники перекликаются с языческими традициями, и вербные сережки символизируют не только Вход Иисуса в Иерусалим, но и просыпающуюся после зимней спячки природу. С Вербным воскресеньем в народе были связаны многие приметы, предсказывающие погоду на весну и лето. Несмотря на долгие годы запрета на религиозные праздники в Советскую эпоху, традиция празднования Вербного воскресенья сохранилась, и хотя многие не знают истинного значения этого дня, веточка вербы украшает почти каждый дом.
http://altaypressa.ru
http://www.zurnalist.ru