Немного истории.
Первоначальный проект стандарта вызвал в 2011 году скандал.
В 2010 году коллектив авторов под руководством управляющего директора издательства "Просвещение" Александра Кондакова подготовил проект ФГОС, по которому обязательными для всех старшеклассников становились четыре предмета —курс "Россия в мире", основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), физкультура и создание некоего индивидуального проекта. Остальные предметы ученик мог изучать по выбору — с рядом оговорок.
В итоге поднявшегося скандала общественности проект несколько месяцев обсуждался экспертами, а в апреле этого года Минобрнауки неожиданно предложило доработать ФГОС группе под руководством главы Курчатовского института Михаила Ковальчука. Тогда чиновники утверждали, что стандарт будет закончен к осени, но 7 мая, в день своей инаугурации, Владимир Путин поручил правительству РФ утвердить ФГОС не позднее июля. Уже 17 мая Андрей Фурсенко в ранге и. о. министра подписал итоговый проект, после чего он уже при новом главе Минобрнауки Дмитрии Ливанове был передан на рассмотрение в Минюст.
Такую спешку объяснить довольно сложно, учитывая, что ФГОС должен стать обязательным для российских школ только в 2020 году. Вместе с тем анализ итогового документа показывает, что он готовит для российского образования масштабные изменения, обсудить которые уже не получится.
Что ФГОС грядущий нам готовит…
Новый ФГОС предполагает, что в старших классах обязательными будут лишь часть предметов: математика, русский язык и литература, иностранный язык, история (или все та же "Россия в мире"), а также ОБЖ и физкультура.
Еще три или четыре курса школьники могут выбрать по собственному желанию, но так, чтобы изучать за бюджетный счет не более 37 часов в неделю (сейчас государство оплачивает 36 часов). При этом все предметы делятся на два уровня — базовый и профильный, для углубленного изучения.
Стоит отметить, что ученики не смогут избежать изучения, скажем, физики или химии: они обязаны будут взять предмет "Естествознание", который дает базовые знания сразу в нескольких областях науки.
Если старшеклассник не может составить себе индивидуальное расписание, он может воспользоваться готовым профилем обучения.
Всего таких профилей пять — естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный (в документе не раскрывается содержание каждого профиля).
Главные нововведения касаются итогов обучения.
Прежде всего, каждый выпускник должен будет под руководством тьютора (наставника) подготовить индивидуальную работу — "завершенное учебное исследование или разработанный проект".
Новый стандарт вводит третий обязательный ЕГЭ: помимо математики и русского языка ученики обязаны будут сдать экзамен по иностранному языку.
Также ЕГЭ можно будет сдавать по нескольким уровням сложности — предполагается, что лучшие вузы страны будут зачислять студентов только по итогам продвинутого экзамена.
Источник: интернет