При проявления чувств, все сводится к одному из двух подходов. Первый психологи называют «Ты-подход», второй — «Я-подход». Сравните разные способы выражения претензий.
Мать говорит ребенку: «Ты плохой мальчик! Опять не убрал за собой игрушки!» или «Я сержусь на тебя. Мне пришлось самой убирать твои игрушки!»
Жена говорит мужу: «Ты меня не любишь! Ты опять нагрубил моей маме!» или «Меня очень огорчают ваши отношения с моей мамой».
Начальник говорит подчиненному: «Вы постоянно опаздываете на работу. Вы считаете, что соблюдать служебную дисциплину не обязательно?!» или «Мне неприятно постоянно напоминать вам о дисциплине. Я прошу вас приходить на работу вовремя».
Казалось бы, между парными фразами нет никакой разницы. От замены слов смысл высказываний не меняется. Во всех случаях один человек выражает недовольство поступками другого. Но разница между «Ты-подходом» и «Я-подходом» весьма существенна. Если первый носит констатирующе-обвинительно-оценивающий характер, то второй только констатирует.
Когда выражение претензий начинается с «Ты», мы как бы берем на себя роль судьи. Причем оцениваем не поступок, а человека. Первой мыслью «обвиняемого» будет: «На меня нападают. Я должен защищаться!» Результат — взаимная агрессия.
При «Я-подходе» мы не оцениваем другого человека, а выражаем свои чувства в связи с его конкретным поступком. Первой мыслью того, к кому мы обращаемся, будет: «Человеку, который занимает важное место в моей жизни, плохо. Я должен помочь». Результат — взаимное желание изменить ситуацию к лучшему.
С родственниками работает хорошо, а вот с начальством и подчинеными — дело случая.
Источник: интернет.