Мы легко объясняем детям, почему летают птицы, а день сменяется ночью, и что происходит в человеческом организме, когда мы дышим, спим, едим. Но один детский вопрос неизменно ставит в тупик даже самых опытных родителей: «А где я был, когда меня не было, и как я потом к вам попал?» Простой, казалось бы, вопрос, но стоит нашему чаду задать его, и нас словно подменили: начинаем нести такое… Одни уверяют, что нашли своего малыша в капусте, другие — купили в магазине игрушек, третьим — младенца принес аист. Да и сказочники серьезно поработали над этой темой: папа Карло выстругал себе сына из говорящего полена, Снегурочку дед и баба вылепили из снега, а Дюймовочка появилась на свет из цветочного бутона. Бедные детишки, представляете, что творится в их милых головушках после таких вот сказок.
Но, предположим, мама и папа вдруг расскажут своему 4—5-и летнему малышу все о половом акте, процессе оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом, внутриутробном развитии зародыша и родах. Нужна ли детям такая правда? И почему столько поколений наших предков хранили ее в тайне?
Дело в том, что наши бабушки и дедушки считали, что прежде чем ребенок узнает все об отношениях между мужчиной и женщиной, он должен осознать свою половую принадлежность: научиться «быть мужчиной» или «быть женщиной». Это очень важный момент в развитии личности ребенка. С него, пожалуй, и начинается половое воспитание.
Мы с самого рождения говорим малышу: «наша девочка» или «наш мальчик». И тем самым сознательно или бессознательно закладываем в него определенную направленность на нежность, женственность или смелость и мужество: ориентируем ребенка на ценности своего пола. Уже в раннем возрасте мальчики пытаются подражать отцу, восхищаясь именно мужскими качествами, а девочки — мамам, акцентируя свое внимание на женских. Такое подражание в ребенке нужно непременно поддерживать, так как оно определяет полноценность его развития, закладывает основу в отношения с представителями противоположного пола. Понаблюдайте за своим малышом и вы увидите, что мальчики стараются вести себя по мужски со своими мамами, тетями, старшими сестрами, а девочки, в свою очередь, ведут себя со взрослыми мужчинами несколько иначе, чем с женщинами: нередко они более застенчивы, молчаливы и кокетливы. Ни в коем случае не следует иронизировать по этому поводу, малыша нужно поддерживать и одобрять в его желании быть женщиной или мужчиной.
В возрасте 2—3-х лет ребенок начинает понимать различия между противоположными полами, осознавать свою принадлежность к одному из них. Сначала он обнаруживает различия мужчин и женщин в одежде, манере вести себя, а позже и в строении тела. Однако в этом возрасте ребенок еще не воспринимает свой пол как нечто неизменное, а скорее связывает его только с внешними признаками. Поэтому не стоит бить тревогу, если ваш сын играет в кукол, просит купить ему домик Барби, и надевает на себя сестренкино платье, а дочка — носит только брюки, рисует машинки и самолеты и уверяет, что когда вырастет, будет солдатом. Это не признак неправильной половой идентификации, а лишь попытка малыша взглянуть на мир глазами мужчины и женщины, понять, в чем разница. Родителям так же не следует волноваться, если трехлетняя девочка, играя, называет себя мужским именем, а мальчик говорит о себе в женском роде: «Я сказала папе…» Такие моменты никак не связаны с половой ориентацией, но, если и после пяти лет малыш продолжает путать род существительных, стоит обратить на это внимание.
Примерно к 4—5-и годам дети понимают, что мальчики и девочки отличаются друг от друга не только именами, но и устройством организма. Осознает свою половую принадлежность и ее неизменность. Вот тут и начинается «самое интересное».
В один прекрасный день ваш малыш заявляет: «Знаешь, мама, а у Оли совсем нет писюхи», или: «У Антошки есть специальный крантик, чтобы писить». Ваша реакция на подобные открытия очень важна. Она без преувеличения играет решающую роль в дальнейшем отношении ребенка к вопросам пола. Поэтому, ни в коем случае не пытайтесь убедить малыша в том, что он плохо разглядел анатомические детали — это только подогреет его интерес, и в другой раз он рассмотрит все более подробно и даже потрогает. Не сердитесь на ребенка и не показывайте, что в разговорах на подобные темы есть что-то постыдное и запретное. Малыш поделился с вами своим открытием, значит, он доверяет вам. Приложите все усилия, чтобы сохранить это доверие и не разочаровать кроху. Будьте с ним откровенны и честны. Рано или поздно он все равно узнает об анатомических различиях мужчин и женщин. Важно то, как и от кого он почерпнет подобные знания: из рисунка на заборе, порножурнала или показанных вами работ Микеланджело.
Попытайтесь спокойно и серьезно объяснить ребенку, что девочки и мальчики действительно отличаются строением тела, и это характерно не только для людей: у животных, птиц и некоторых растений тоже есть такие различия. Но не следует излишне детализировать, так как это может спровоцировать череду новых вопросов. Обычно общие объяснения на время удовлетворяют детское любопытство. Но только на время, поскольку к 5—6-и годам малыши, как правило, дорастают до вопросов: «А откуда берутся дети?» и «Где я был, когда еще не родился?».
Что можно рассказать пятилетнему ребенку о деторождении?
1. Прежде всего, для рождения ребенка необходимы папа и мама. Они очень любят друг друга — это решающий фактор. Без любви не может быть детей. За этой информацией обычно следует заявление: «Мамочка (или папочка), я тебя тоже очень люблю, у нас родится ребеночек?» — «Нет». Чтобы родить малыша, нужно быть взрослым и создать свою семью с таким же взрослым мужчиной или женщиной.
2. Чтобы вырастить цветок, в горшочек с землей сажают семя. Для рождения нового человечка тоже нужны семена: мамины и папины. У папы в организме созревают мужские семена — сперматозоиды. Попадая в мамин животик, они соединяются с женскими семенами — яйцеклетками, и постепенно превращаются в нового чудесного малыша.
3. Сначала он так мал, что не может ни кушать, ни дышать самостоятельно. Поэтому он живет у мамы в животике, где есть уютное место — матка. Матка похожа на маленький бассейн, где крошка плавает в водичке, растет и развивается, пока не придет время появиться на свет. У папы в животике ребеночка быть не может, потому что у него нет матки. Но папа играет очень важную роль. Он поддерживает маму, помогает ей, разговаривает с малышом. Когда ты жил в животике, ты узнавал папу по голосу и посылал ему сигналы.
4. Когда малыш готов появиться на свет, он сообщает об этом маме сильными толчками (схватками). Тогда мама отправляется в родильный дом, где доктор-акушер помогает ребеночку родиться.
5. Роды — это очень сложный процесс. Иногда они проходят быстро, а иногда длятся несколько часов. Папам не всегда разрешают присутствовать на родах. В старые времена это называлось «таинством рождения». На самом деле папы просто очень волнуются за маму и ребеночка, и этим отвлекают акушера и маму от трудной работы. Но когда малыш уже появился на свет, папе первому сообщают об этом.
6. На 3—5-ый день папа забирает маму с ребеночком из больницы домой, где нового человечка уже ждут маленькая кроватка и первые в его жизни игрушки.
Как правило, этой информации пятилетнему малышу оказывается достаточно, чтобы утолить любопытство. Но некоторые дети проявляют особую заинтересованность, и это не признак сексуальной озабоченности, а нормальная естественная для детей любознательность. Чтобы утолить ее, от вас потребуется немало мудрости и терпения. Помните, главное не оставлять ребенка наедине с его вопросами.