Три раза отмерь.

Автор: Александр Трушин

Я думаю, задуматься о выборе школы надо как минимум трижды. Первый раз — когда ребенку еще нет семи. А то и раньше. Что и делают сейчас большинство родителей. Второй раз — перед переходом в 5-й класс (об этом думают немногие). И совершенно обязательно — перед 10-м классом. Начнем с первого класса: как выбирать?

 

По стартовым возможностям ребенка. Если он уже читает Агату Кристи в оригинале или знает таблицу умножения — надо отдавать в класс с продвинутой программой. Другому ребенку, наоборот, перегрузка в 1-м классе может оказаться вредна, ему нужна более спокойная, стандартная программа. Ничего страшного, еще будет время сделать рывок вперед. А пока важно заложить хороший фундамент.

Все эти вопросы можно решить на психолого-педагогическом тестировании. Кстати, на тестировании вы можете присутствовать. Там нет (или не должно быть) ничего заумного. И вы увидите, действительно учителя хотят понять вашего ребенка или ищут способ от вас отделаться. Затем надо присмотреться к будущей учительнице. Чтоб была не слишком молоденькая, с достаточным опытом, но и не изможденная годами школьной нервотрепки. Желательно без методических заморочек. Времена новаторов в педагогике ушли в прошлое. Оставим в стороне и банальности про любовь к детям. Хороший учитель вообще должен быть сдержан в эмоциях — нам не нужно, чтобы на ребенка орали или сюсюкали с ним. А вот внимание к каждому ученику персонально — это необходимо. Итак, спокойная, знающая свое дело и требовательная учительница — это главное на первом этапе. В начальной школе с программой справляются практически все дети.

А вот дальше начинаются проблемы. 5-9-й классы (основная школа) — время разброда и шатаний. Точнее, время самоопределения, когда ребенок должен увлекаться и пробовать себя в разных областях. Поэтому сейчас и надо посмотреть, какие возможности предоставляет школа. Причем в 5-м классе уже можно смотреть с дальним прицелом на будущую профессию. Ну хотя бы в общих чертах. Гуманитария, например, надо переводить в гимназию. Для развития естественнонаучных склонностей надо отдавать в школу физико-математического или биологического профиля. Важно правильно понять этот этап. Готовить к профессии еще рано. Но если впереди светит физтех, то в школе должны физику преподавать не на пальцах, а в хорошо оснащенном кабинете. Если вы думаете об экономическом вузе — уже сейчас должна быть усложненная программа по математике и английскому. Чтобы в этом возрасте дать ребенку как можно больше знаний по профильным предметам. И скажу еще ужасную вещь: иногда можно сквозь пальцы посмотреть на тройки по "непрофильным предметам". Пусть ребенок сам выбирает, в чем он более успешен. И научится работать самостоятельно. В основной школе (5-9-й классы) важна не только программа, но и учитель. Главное — чтобы он сам был увлечен своим предметом. Тогда дети будут к нему липнуть, проводить у него в лаборатории часы после уроков. Что нам и нужно.

В 10-м классе общее среднее образование — ничто. Выбор уже должен быть сделан. Теперь нам нужна программа, четко сориентированная на вуз, в который будем поступать. То есть нам нужны либо лицей, либо школа с лицейскими классами (в расчете на технические, экономические, юридические, медицинские вузы).

Гимназия — для тех, кто мечтает о классическом университетском образовании (филология, история и т.п.). Таких школ (их еще называют "договорными", потому что у них договор с вузом о совместной подготовке абитуриентов) с каждым годом становится все больше. Самое главное: в "договорной" школе дают именно такие знания, которые необходимы для данного вуза.. А поэтому очень важно, кто будет учить старшеклассников по "вступительным" предметам. Идеально, если это вузовские преподаватели. Как минимум, школьные учителя, прошедшие переподготовку в вузе и работающие под патронажем кафедры.

http://www.kariera.orc.ru