Тревожные, неуверенные в себе дети.

Развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями его мира чувств и переживаний., которые существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение. Поэтому, когда речь идет о процессе обучения в школе, особенное внимание должно быть уделено эмоциональному состоянию ребенка. К сожалению, очень многие дети уже в младших классах проявляют признаки повышенной тревожности, которая оказывает влияние на успеваемость детей, на их здоровье и социальную активность.

У ребенка с повышенной тревожностью легко возникают опасения, волнения, страхи, даже незначительные перемены в ситуации, вызывают стресс. Длительное состояние тревоги неблагоприятно сказывается на работе центральной нервной системы: повышается как физическая, так и умственная утомляемость, падает работоспособность, нарушается внимание, ослабляется память. Может развиться астения — состояние нервного истощения. Длительное переживание тревоги является причиной различных психосоматических заболеваний.

Обычно тревожные дети не уверены в себе. Неуверенность в себе заставляет их заранее отказываться от деятельности , которая кажется им слишком трудной. По этой же причине занижаются оценки достигаемых результатов, занижается самооценка. Из-за низкой уверенности в себе дети часто испытывают трудности в общении, особенно при вхождении в новый коллектив.

У тревожных детей затруднено принятие решения, т.к. они излишне фиксируются на неблагоприятных результатах , которые могут иметь место в случае неверного решения. Часто состояние острой тревоги приводит к распаду целенаправленной деятельности и паническому поведению.

Можно рассматривать тревожность как личностную особенность , при которой особенно легко возникает состояние тревоги. Однако чаще состояние повышенной тревоги поддерживается реакцией социального окружения, а именно, постоянной негативной оценкой взрослых.

Если в младенчестве ребенка любят просто за то, что он есть, радуются любым проявлениям его активности, то в период подготовки к обучению в школе, или в начале школьного обучения, взрослые по-другому начинают оценивать успехи и неудачи ребенка. Хорошим оказывается тот, кто много знает, легко справляется с программой, получает хорошие оценки. Однако, не всегда детям удается соответствовать требованиям школы. Зачастую, неудачи ребенка вызывают у родителей да и учителей отрицательную реакцию. Негативные оценки со стороны взрослых приводят к тому , что у ребенка падает уверенность в себе, а тревожность повышается. Это вызывает ухудшение результатов. Боязнь сделать ошибку приводит к тому, что ребенку очень трудно сосредоточиться, он непродуктивно тратит время на выполнение задания, выполняет задание с ошибками или большим количеством исправлений. Что в свою очередь вызывает еще больше нареканий со стороны взрослых, и ситуация только усугубляется.

Часто завышенные ожидания родителей порождают в ребенке неуверенность в своих способностях. Реальные достижения ребенка не замечаются или оцениваются недостаточно высоко.

Возможен вариант, когда повышенная тревожность ребенка первоначально формируется не из-за школьных неудач, а под влиянием семейных конфликтов. Нестабильная семейная ситуация, неудовлетворенная потребность ребенка в эмоциональной близости, в покое, в защищенности формируют общую неуверенность, склонность панически реагировать на любые трудности, и это в последствии переносится и на школьную жизнь.

У детей тревожных, неуверенных в себе часто обнаруживаются проблемы в общении со сверстниками.

Ребенок, который получает полноценное питание и уход, но лишен постоянных теплых эмоциональных контактов со взрослыми, плохо развивается не только психически но и физически. Внимание и забота со стороны родителей — важнейший фактор благополучного развития ребенка.

Однако, общение, как пища, может быть здоровым, а может быть вредоносным.

"Проблемные", "трудные", "непослушные" дети, так же как дети с "с комплексами", "забитые" или "несчастные" — это всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Иногда просто необдуманные в раздражении небрежно сказанные слова, особенно если это происходит часто, могут сформировать у ребенка ощущение, что он " плохой", "глупый", "не такой способный как все". И тогда об успехах в школе и хорошем поведении можно забыть. Ребенок будет полностью соответствовать этому своему представлению о себе.

Часто ли вы говорите своим детям "Как хорошо, что ты у меня есть!", " Я рада тебя видеть!", "Мне интересно с тобой…", "Мне хорошо, когда мы вместе." ? А часто ли вы обнимаете своих детей? А между тем, объятия необходимы не только ребенку но и взрослому. Известный в мире семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала не менее 4-х раз в день обнимать своего ребенка, это ему необходимо для выживания, и не менее 8-ми раз в день — для хорошего самочувствия.

Мировая практика показала, что даже очень трудные проблемы обучения и воспитания разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

В ряде случаев можно улучшить ситуацию, создав у ребенка ощущение успеха, уверенность в том , что если у него что то сегодня получилось хорошо, то завтра он справится и с другими задачами. Успехи могут быть не обязательно в учебе, они могут быть в спорте, в выполнении домашних обязанностей, в рисовании, вязании крючком, уходе за животными и т.д. Чтобы помочь ребенку приобрести уверенность, следует сравнивать его только с самим собой, оценивать результаты его деятельности только в сравнении с его собственными, всякий раз отмечая малейший успех.

Кузьмина Елена
http://www.familyhelp.ru