Теледетство

Мир ребенка – это мир сказок, веры в чудо и волшебство. Что происходит с детством, которое подпитывается не добрыми книгами, а телевизором? Ведь современные медиа влияют на информационную картину мира не только взрослых, но и детей, в том числе самых маленьких.

Утрачивается культура семейного чтения

Ульяновский госуниверситет совместно с региональным отделением Российского детского фонда провел исследование читательских предпочтений детей младшего школьного возраста. Одна из целей анкетирования школьников первого-четвертого классов – определить степень влияния СМИ и компьютерных технологий на детей.

В первую очередь – что собой представляет город? Ульяновск – типичный для России провинциальный недомиллионник (население приблизительно 700 тысяч человек), большая часть промышленных предприятий которого вышла из экономического кризиса, однако часть по-прежнему пребывает в ожидании лучших времен. Региональное краеведение богато на известные фамилии: Ленин, Керенский, Гончаров, Карамзин, Денис Давыдов, Алексей Толстой, художник Аркадий Пластов и просветитель Иван Яковлев. Доступ к Интернету в среднем от 1,5 до 5 рублей за мегабайт, стоимость одного часа в зависимости от времени суток – от 10 до 25 пяти рублей в час при средней зарплате в 7 тысяч. Технологии Wi-Fi в городе нет, соответственно, нет представления о свободном доступе к интернет-коммуникациям. Основным источником информации о внешнем мире является пресса, радио, но в большей степени – телевидение. Так выглядит портрет города «пунктиром».

Исследователи, студенты кафедры журналистики, проанализировали ситуацию в трех школах каждого района города – в «элитарной», специализированной (лицей с профессиональным уклоном) и общеобразовательной. Студенты отметили, что специализация учебного заведения оказалась не самым важным фактором, влияющим на читательские предпочтения. Гораздо более значимым оказался материальный достаток, уровень культуры в семьях и педагогические стратегии преподавателя.

Вот несколько наблюдений из студенческих отчетов:

– 90% опрошенных детей свое свободное время проводят перед телевизором, лишь 10% занимаются художеством, музыкой или прогуливаются с друзьями.

– Только 40% опрошенных родителей запрещают детям находиться за компьютером более одного-двух часов.

– Дети редко указывают книги, почитанные вне школьной программы. Предпочитают книги, по которым уже сняты фильмы или мультфильмы. В основном это произведения зарубежных авторов, а мультфильмы – производства студии Уолта Диснея.

– Семейный просмотр включает в себя популярные реалити-шоу, сериалы по каналам СТС и ТНТ, отдельные школьники указали, что смотрят ужасы (например, «Техасская резня бензопилой»). Были случаи, когда дети указывали, что считают своим единственным другом домашнего любимца и/или компьютер.

– Любимые героини девочек – няня Вика из сериала «Моя прекрасная няня», веселая домохозяйка Даша Букина – главная героиня комедии положений «Счастливы вместе», Сабрина – маленькая ведьма; мультипликационные героини Русалочка, принцесса Жасмин.

– Школьники первых-третьих классов практически не знакомы с детскими журналами, но уже в третьем классе девочки указывают, что читают «Лизу», «Крестьянку», «Космополитен», мальчики имеют представление о содержании журналов «Плейбой» и других «журналов для пап».

– Отмечается, что на переменах дети часто играют в реалити-шоу. Кроме обсуждения поведения персонажей школьники разыгрывают сценки из жизни наиболее ярких и активных персонажей. Кроме того, дети указывают, что играют в «Дом-2» на мобильных телефонах и компьютерах.

– Вестернизация сознания проявляется в речевых клише, прозвищах. Дети указывают оригинальные названия зарубежных мультфильмов (например, не «Губка Боб», а «Спанж Боб», не монстры, а «монстерс»).

Думаю, нет смысла разворачивать каждый тезис в отдельное эссе: выводы – и рациональные, и эмоциональные – напрашиваются сами. Утрачивается культура семейного чтения как совместного досуга. Книга все реже является стимулом к общению. Ее заменяет либо коллективный просмотр развлекательных передач на ТВ, либо индивидуальное времяпрепровождение за компьютером. Самые начитанные дети – как ни странно, первоклассники, особенно те, что по детской привычке просят родителей читать им или вместе с ними. В этом возрасте, подтверждают многие педагоги, домашнее воспитание и авторитет педагога имеют большее значение для ребенка, чем авторитет одноклассников. Во втором и третьем классе процесс социализации формирует новый круг интересов школьников. Компьютер, диски с популярными играми являются статусными символами, популярные игры – полем для соперничества. «Ты на какой уровень перешел?» – одна из самых распространенных тем в дискуссиях младшеклашек. Книга не учит, но является лишь дополнительным, вспомогательным средством в сфере развлечений, подпоркой для телевизора.

Данные национальной программы поддержки и развития чтения, разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом, указывают, что такая ситуация характерна для провинции в целом. «На основной части территории страны главным образом продается издаваемая широкими тиражами литература низких художественных достоинств (для взрослого населения – боевики, триллеры, детективы, сентиментальные дамские романы, а для детей – «ужастики», детективы и комиксы). Таким образом, большая часть как детского, так и взрослого населения имеет усеченный, неполноценный репертуар чтения и обречена на приобретение и чтение преимущественно книжных и журнальных суррогатов».

Чем чревата подобная ситуация? В первую очередь нравственной деградацией, поскольку качественная литература является естественным противовесом коммерческим медиапродуктам. Утрачивается уважение к истории своей страны, снижается культура и грамотность устной и письменной речи – в конечном итоге, размывается социальная и культурная идентичность.

Дефицит концентрации внимания

В числе девиаций, порожденных экранной, клиповой культурой, психологи называют дефицит концентрации внимания. Дети с трудом воспринимают новую информацию, отличаются рассеянностью, гиперактивностью, с трудом переосмысляют полученные знания. Педагоги отметили, что дети не прилагают сил для создания своего воображаемого мира, сочинения сказок, новых игр. Даже их «воображаемые чудовища» похожи либо на динозавров, либо на мультипликационных техномонстров. Дети, привыкшие потреблять форматный медиапродукт, зачастую страдают отсутствием живого воображения. Отмечается повышенный уровень агрессии. В драках школьникам уже недостаточно повалить соперника на землю, бьют даже лежачего. Утрачивается адекватное представление о реальности. Боевики приучили к тому, что насилие может быть не только обыденным, но и забавным. Раннее взросление: детей отмечает поведение и суждения, характерные для более взрослого возраста.

Что делать и как изменить эту ситуацию?

В своем докладе «Как привить интерес к чтению» Игорь Георгиевич Сухин, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской академии образования, предлагает стимулировать интерес к книге с помощью кроссвордов, игр, тематических головоломок. Автор одного из самых первых отечественных сборников литературных головоломок В.А. Мануйлов («Литературные игры», Учпедгиз, 1938) разделяет их на пять видов: 1. Речевые игры. 2. Игры по развитию речи и по поэтике. 3. Собственно литературные игры. 4. Литературные головоломки и игры со словами. 5. Творческие игры.

К литературным играм, в которые дети смогут играть между собой, можно отнести «буриме» и «биномы» (когда предлагается сочинить историю о двух не связанных предметах – столе и жирафе, котенке и автомобиле и так далее). Логогриф, метаграмма, анаграмма, липограмма, центон, монорим, палиндром – это лишь краткий перечень игр, которые помогут повысить интерес к родному языку, миру чтения, разовьют творческие способности и память.

Новая хрестоматия

Лев Яковлев – писатель, автор и ведущий передачи "Хорошие книжки для девчонки и мальчишки", составитель детских книг, руководитель творческого объединения "Черная курица" при Фонде Ролана Быкова. Объединение возникло на волне нового политического и экономического курса страны в конце 1980-х годов. Благодаря альманаху "Ку-ка-ре-ку" и журналу "Пионер" книги "Чёрной курицы" получили около 20 российских и международных премий.

Марина Дружинина – редактор журнала «Веселые картинки», автор детских книг, изданных тиражом более 3 миллионов экземпляров.

Игорь Георгиевич Сухин – старшийнаучный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской академии образования, автор многочисленных методических пособий и сборников для детей младшего школьного возраста. Его сайты в Интернете: http://suhin.narod.ru, http://chess555.narod.ru

Полезные ссылки

http://skaz.ru/magazine/12-000 – ассамблея детских писателей, здесь можно найти произведения классиков и современных авторов.

http://dreambook.ru/ – сайт премии «Заветная мечта»

http://suhin.narod.ru/vic4.htm – Сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат". Сборник литературных викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей.

http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/REFER/VV_BIB1W.HTM – Занимательная библиография Ю. Морозова. На этом сайте можно почерпнуть сведения о занимательных и научно-популярных книгах в различных областях знания. Список книг, вышедших в Советском Союзе и России, содержит данные по 110 наукам, начиная с 1951 года.

http://abvgd.russian-russisch.info/ – ресурс, посвященный двуязычным детям. Здесь можно скачать стихи, песни, фильмы, загадки, игры. Кроме того, существует форум, библиотека и навигатор по статьям и книгам, посвященным данной теме.

http://www.openworld.ru/school/m.cgi?f=main.htm – электронный вариант научно-методического журнала «Начальная школа»

http://www.solnet.ee/ – детский портал «Солнышко», авторский проект Татьяны Евтюковой. Рассчитан на детей (игры, мультфильмы, конкурсы, детский журнал, виртуальная школа, форумы); на родителей (on-line консультации по воспитанию, раннему развитию и образованию детей, обмен опытом, форумы); на педагогов (копилка дидактического и сценарного материала, авторские методики и разработки).

http://www.cofe.ru/read-ka/ – детский сказочный интернет-журнал «Почитай-ка». Интересен своей интерактивностью: позволяет детям принимать участие в литературных конкурсах, общаться с поэтами и писателями, которые «приходят в гости».

Информация взята с сайта: http://www.eurekanet.ru