Техника обучения маленького ребенка плаванию

В этот период продолжается совершенствование всех выше перечисленных навыков: плавание Малышу почти год, и вы растеряны: прежняя гимнастика уже не годится, нужно что-то новенькое. Разучите с ним эти веселые упражнения. Не пройдет и месяца, как вы почувствуете результат: ребенок стал более подвижным, лучше управляет своим телом, да и мама с папой не могут пожаловаться на отсутствие тонуса.

Живой мостик . Поднимая и опуская туловище из положения сидя на полу, папа укрепит мышцы спины и брюшного пресса, станет стройнее, а сын научится держать равновесие. Хорошо освоив упражнение на месте, можно немножко походить вперед-назад и вправо-влево.
Пролезь, перешагни . Папа выполняет те же движения, только без нагрузки. А малыш укрепляет осанку, развивает навыки ориентации в пространстве, пролезая под "живым мостиком" и перебираясь через "препятствие".
Кувырок через папу . С годовалой крошкой его можно осваивать по частям, а потренировавшись, выполнять как вперед, так и назад. Сидя на полу, папа укрепляет мышцы спины, а малышка учится согласованному движению рук и ног, поддерживает свою природную гибкость.
Озорной мячик . Им может стать как мама (происходит хорошая растяжка для спины), так и малышка (тренируется умение группироваться и в перспективе кувыркаться). Можно просто совершать перекат на спине и возвращаться в исходное положение, можно совершать кувырок. Внимание: упражнение надо выполнять на гимнастическом коврике или мате.
Запрыгни . Эффект для мамы — более стройные бедра, отполированные детскими ступнями и коленками. Малышка учится держать равновесие и укрепляет осанку. Стоя или сидя на маме, можно и потанцевать под ритмичную музыку!
Хождение на руках . Это отличное упражнение для укрепления мышц рук и спины, и папе предстоит сделать все, чтобы оно понравилось дочке.
Полетаем! А теперь можно и пошалить — одновременно укрепляя мышцы брюшного пресса. Амплитуду упражнения

Начинать обучение плаванию новорожденного ребенка можно на третьей неделе жизни, обязательно получив на это согласие лечащего врача. В дальнейшем процессе обучения плаванию необходимо не реже одного раза в месяц показывать ребенка врачу.

В процессе обучения необходимо соблюдать ряд важнейших принципов: последовательно выполнять различные упражнения, все более увеличивая их сложность; постепенно наращивать нагрузку: увеличивать продолжительность занятия, количество выполняемых упражнений; усложнять условия проведения занятия: понижать температуру воды и т.п.; чередовать движения с отдыхом, меняя положения и позы ребенка.

Начиная со второго месяца обучения, перед каждым занятием необходимо проводить непродолжительный массаж всего тела ребенка (4-5 минут) и 4-5 гимнастических упражнений, имитирующих движения пловца в воде:

• Упражнения для ног: имитация езды на велосипеде, имитация плавания кролем и брассом в положении ребенка на спине и на груди.
• Упражнения для рук: поочередные движения прямыми руками ребенка вверх-вниз, одновременные движения в стороны и обратно (имитация плавания кролем и брассом).
• Упражнения для туловища: при положении ребенка на груди – боковые перевороты, из положения на спине – переход в положение сидя.

Каждое занятие должно приносить малышу радость и удовольствие. Недопустимы никакие отрицательные эмоции: плач, боязнь воды. Будьте предельно внимательны!

Первый период обучения плаванию.

Продолжительность – примерно один месяц.

Температура воды – 36.5 – 37°. Протяженность занятия – 15 – 20 минут. Постепенно следует увеличивать продолжительность занятия до 30 минут, а температуру воды понижать до 34°.

Первые уроки учитель (которого вы пригласите для обучения или вы сами) находится в ванне вместе с ребенком. Учитель сидит, вытянув ноги, ребенок находится в горизонтально положении на спине или на груди, его тело полностью погружено в воду. Учитель выполняет упражнения, используя приведенные ниже три способа поддержки ребенка в воде.

Поддержка “солдатиком”.
Ребенок расположен поперек ванны. Своей левой ладонью учитель поддерживает голову ребенка, а правой обхватывает снизу нижнюю часть его туловища. Выполняются следующие упражнения:

• ребенка проводят по поверхности воды от одного конца ванны к другому и обратно. Проводки повторяются по 10-12 раз в каждой серии, необходимо делать 3-4 серии;
• ребенка покачивают на месте с опусканием туловища вниз и обратно вверх до исходного горизонтального положения. Покачивания выполняют поочередно в течение 2-3 минут;
• комбинация первого и второго упражнения, выполняется 3-4 минуты.

Поддержка “подводная подушка”.

Ребенок расположен вдоль ванны на спине, головой к учителю, затылок ребенок упирается в грудь учителю. Учитель плотно соединяет ладони своих рук мизинцами вовнутрь, большими пальцами наружу, образуя своеобразное “ложе”. При такой “скользящей” поддержке вначале ладони учителя подводятся под бедра ребенка, и его большие пальцы обхватывают бедра сбоку, потом под таз, под спину, и, наконец – только под затылок.

Поддержка “двойной замок”.

Голова ребенка лежит на лучезапястных суставах и нижних частях предплечий учителя. При положении ребенка на спине руки учителя находятся под его спиной. Большими пальцами учитель как замком обхватывает сверху плечи ребенка или верхнюю часть его груди:

• поддерживая ребенка за бедра и применяя скользящую поддержку, учитель выполняет покачивания ребенка в разные стороны. Продолжительность упражнения – 2-3 минуты;
• учитель передвигает ребенка по поверхности воды от себя ногами вперед и обратно с различной скоростью, в сочетании с боковыми колебаниями. Выполняется упражнение сериями: 45 секунд — движения, 15 секунд — отдых. Общая продолжительность упражнения – 4-5 минут.

Через 2-3 занятия все вышеперечисленные упражнения выполняются в положении ребенка на груди.

После того как ребенок освоит перечисленные поддержки, привыкнет к воде, учитель выходит из ванны и применяет новые способы поддержек.

Поддержка “ложкой”.

Учитель одной рукой поддерживает затылок лежащего на воде ребенка: вначале на согнутой ладони (“ложка”), затем на четырех кончиках пальцев и, наконец, только на большом и указательном пальцах. В этом положении выполняется проводка ребенка. Подтянув лежащего на спине ребенка к краю ванны головой вперед, учитель поворачивает его, перекладывает голову на другую руку и выполняет проводку к другому концу ванны. Упражнение повторяется 8-10 раз без перерыва. За урок проводится от 3 серий (с десятого по пятнадцатое занятие) до 5-6 серий (с шестнадцатого по двадцатое) с отдыхом 30 секунд после каждой серии.

Поддержка “вертикальная”.

Примерно с 20-25 занятия следует начинать подготовку ребенка к погружению под воду. Поддержка: ладонь правой руки учителя с расставленными пальцами кладется на область груди ребенка так, чтобы большой палец поддерживал его подбородок. Погружение производится так: учитель, сосчитав громко: “раз, два, три!” (или сказав любые другие “ключевые” слова, но всегда одни и те же), повелительно произносит: “Ныряй!” и погружает ребенка под воду. На одном занятии несколько раз по 4-5 секунд до уровня носа, потом несколько раз до уровня глаз (первый раз на 3 секунды, второй на 4, третий – на 5 с перерывами в 6-8 секунд). Дозировка – 5-6 погружений в упражнение.

Второй период обучения.

Переходить ко второму периоду обучения следует примерно с 2- месячного возраста ребенка, после того как он освоит поддержки первого периода, будет способен находиться в воде при температуре 34° в течение 30 минут без признаков переутомления или озноба. Этот период продолжается 6-8 недель, продолжительность занятия увеличивается до 40 минут, температура воды постепенно уменьшается до 32°.

В это время основным упражнением становится проводка с поддержкой “ложкой”. Выполняя упражнение сериями по 2-3 минуты, и проверяя способность ребенка самостоятельно держаться на воде, учитель периодически отнимает от его головы свою руку, вначале на 2-3 секунды, затем увеличивая это время.

Если к середине второго периода обучения ребенок не начнет самостоятельно двигать руками и ногами, а будет просто лежать на воде, следует прибегнуть к пассивным поддержкам (специальным приспособлениям, которые необходимо будет купить): при плавании на спине – к “чепчику Русалки”, при плавании на груди – к “ожерелью Русалки”. Освободившимися руками учитель выполняет следующие упражнения, направленные на активизацию движения ног ребенка:

• ребенок поддерживает на спине “чепчиком Русалки”. Обхватив стопы ребенка, учитель выполняет ими попеременные сгибания и выпрямления ног в коленях (“велосипед”), одновременные сгибания ног в коленях с разведением их и последующим выпрямлением ног и их смыканием (техника “брасс”). Выполнять 3-6 серий за одно занятия по 2-3 минуты каждая серия. Те же серии упражнений выполняются, когда ребенок поддерживается на груди “ожерельем Русалки”. Цель – переключение рефлекторных движений ногами на самостоятельные.

К концу второго периода обучения необходимо остановиться только на одном варианте движения ногами, том, который лучше получается у ребенка, и дальше именно его совершенствовать как в положении на спине, так и в положении на груди.

В дальнейшем упражнения усложняются. Выполнив серию из 5-6 быстро чередующихся движений ногами, учитель слегка подталкивает ребенка вперед, побуждая его к самостоятельному скольжению по воде. Это упражнение с укороченными сериями выполняется по 10-15 раз за одно занятие.

Также продолжается совершенствоваться техника погружения под воду. Во время скольжения ребенка на груди учитель мягко нажимает рукой на область спины и, после условного сигнала на погружение (ваши ключевые слова), медленно окунает его с головой под воду сначала на 3 секунды, постепенно доводя до 6 секунд. Повторяется погружение 4-5 раз за одно занятие.

Когда ребенок будет хорошо переносить такое погружение, упражнения комбинируются. Поддерживая ребенка в вертикальном положении двумя руками сзади под мышками, учитель переводит его в горизонтальное положение лицом вниз, быстрым маховым движением погружает под воду с головой и в положении на груди продвигает под водой к противоположному концу ванны в течение от 3 до 6 секунд. Такую комбинацию следует повторять 4-5 раз с перерывами 8-10 секунд за занятие.

Третий период обучения.

Приблизительно с конца 4-ого месяца жизни ребенка начинается третий период обучения. Длится примерно 2 месяца. Продолжительность занятия 50 минут при температуре воды 30-31°.

на спине, на груди с поддержками и без, активные движения ногами при плавании на спине и на груди. Осваиваются упражнения, направленные на активизацию движений рук при плавании:

• ребенок находится в положении на спине без поддержки или используйте “чепчик Русалки”, если для вас это еще трудно. В этом положении выполняются три варианта движений, каждый осваивается в течение трех занятий. Первый вариант: руки ребенка разведены в стороны. Учитель, стоя позади, берет ребенка снизу за локти и с нарастающей скоростью прогребает воду его прямыми руками. После этого сразу же выводит через верх руки ребенка в исходное положение. Ладони ребенка при гребке должны быть повернуты вовнутрь, перпендикулярно к поверхности воды. Дозировка: 4-8 серий за одно занятие с перерывами 15-20 секунд, 8-10 раз в одной серии. Второй вариант: руки ребенка вытянуты вдоль туловища. Учитель обхватом сверху берет их за область лучезапястных суставов и попеременно ладонями ребенка делает гребок вниз (примерно на 45°): одна рука прогребает воду, другая возвращается в исходное положение. Дозировка: 4-8 серий по 20-30 гребков каждой рукой в серии, интервал между сериями 15-20 секунд. Третий вариант: упражнение “велосипед” с той же дозировкой, что и во втором варианте.

• Ребенок лежит на груди с поддержкой “ожерелье Русалки”, руки вытянуты вперед. Здесь также предлагается освоить три варианта движений, каждый в течение трех занятий. Первый вариант: учитель берет руками ладони ребенка и, повернув их вниз, поочередно делает ими нажимы на воду на глубину примерно 45°. Второй вариант: учитель поочередно делает руками ребенка более глубокие гребки (примерно на 60°), предварительно предельно вытягивая его руку вперед. Выполнив гребок в направлении спереди-вниз, он сгибает руку ребенка в локте и возвращает ее в исходное положение. В этот момент начинается такой же гребок другой рукой. 3-6 серий за урок. Третий вариант: из того же исходного положения учитель вытягивает руки ребенка вперед и, повернув ладони наружу, одновременно выполняет ими гребок в стороны (на 60°). После этого руки ребенка возвращаются в исходное положение и через 2 секунды повторяется гребок. В одной серии 8-10 гребков. За одно занятие выполняется 3-6 серий.

Когда ребенок определится с тем рисунком движений руками, который у него лучше всего получается, учителю необходимо остановиться именно на нем и только такие движения дальше использовать. При этом не прекращаются упражнения для ног, которые в каждом занятии чередуются с упражнениями для рук, а также с проводками, скольжением и погружением под воду.

Четвертый период обучения.

Рассчитан на детей примерно полугодовалого возраста. Не забывайте время от времени показываться врачу-педиатру. Продолжительность одного занятия доводится до 60 минут, температура воды 30°. Протяженность этапа примерно 2 месяца.

Цель периода – выработать у ребенка способность самостоятельно плавать от одного конца ванны в другой в течение 15 минут, выполняя активные движения ногами, а если получается, то одновременно руками и ногами.

Количество погружений под воду и их продолжительность остаются прежними – 5-6 погружений за занятие.

Пятый период обучения.

Последние месяцы первого года жизни ребенка. Продолжительность занятий и температура воды остаются теми же, что и в предыдущий период.

Продолжительность самостоятельного плавания на спине доводится до 20 минут. Примерно 30 минут отводится совершенствованию в плавании на груди. Упражнения направлены на дальнейшую активизацию у ребенка движений руками и ногами и на выработку способности самостоятельно и без перерыва плавать на груди от одного конца ванны к другому в течение 10 минут.

При совершенствовании в нырянии главное внимание следует обращать на приобретение способности ребенком самостоятельно выполнять погружение под воду, находить на дне ванны какой-либо предмет (например, игрушку) и выныривать с ним на поверхность воды без помощи учителя.

В заключение необходимо отметить важность игрового момента, ведь ребенок не терпит однообразия! Если его движения в воде скованные, вялые, если он капризничает, возможно, ему просто скучно. Для предупреждения этих отрицательных явлений необходимо: систематически, через каждые 5-6 минут чередовать упражнения, выполняемые на спине и на груди. После каждого упражнения продолжительностью 3-5 минут нужно делать минутную паузу в иной позе. Через каждые 15-20 минут выделять 2-3 минуты для активного отдыха в вертикальном положении ребенка: ходьбе в воде, играм.

http://www.sport-ugolok.ru