«Домострой», то есть «домашнее устроение», — литературно-публицистический памятник ХVI века. Это свод правил, которым должен был руководствоваться каждый гражданин.
Об авторстве текста уже давно идут споры.
По мнению одних, текст Домостроя – результат длительного коллективного творчества, начатого еще в 15 в. в Новгородчине.
По мнению других авторство и составительская работа принадлежат протопопу Благовещенского монастыря в Москве, сподвижнику Ивана Грозного Сильвестру.
Язык книги — гибкий и настолько яркий, что не всегда возможно передать современным языком многоцветье его образов. Текст изобилует сравнениями, поговорками и необыкновенным юмором. Написано произведение очень живо и доходчиво.
Литературный памятник состоит из трех основных частей. В Предисловии к первой редакции говорится, что эти части последовательно излагают правила общежития в отношении «духовного строения» (религиозные наставления, главы 1-15), «мирского строения» (о семейных отношениях, главы 16-29) и «домовного строения» (хозяйственные рекомендации, главы 30-63).
«Домострой» требует подчинения главе семьи — «господину», а в общественной жизни — царю и властям.
Хозяин обязан был обеспечить свой дом экономически и нравственно.
Воспитание понимается как общее руководство всеми ему подвластными. При этом основным инструментом решений и действий хозяина («государя», «господина») признается личная совесть.
Говорится и о телесных наказаниях: сначала разобраться, вникнуть в тяжесть проступка, учесть искренность покаяния, «ни за какую вину ни по уху, ни по лицу не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колоть, ничем железным и деревянным не бить. Кто в сердцах так бьет или с кручины, многие беды от того случаются».
Женщина в «Домострое» — это хозяйка дома, и в иерархии семейных отношений она занимает свое особое место.
Только совместно муж и жена составляют «дом». Без жены мужчина не являлся социально полноправным членом общества.
Если мужчина должен был быть строгим, справедливым и честным, то от женщины требовались чистота и послушание, умение угодить своему мужу, хорошо устроить дом, вести домашний порядок, знать всякое рукоделие, иметь страх Божий и соблюдать чистоту телесную.
Если жена порядка не знает, должен муж ее вразумлять наедине страхом, а потом простить и нежно наставить и поучить, но … «при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа — жить всегда в любви и в согласии».
О ведении домашнего хозяйства женщиной надо сказать особо.
Хозяйка должна знать, как мука сеется, как квашня приготовляется, как в печи готовятся хлебы, рецепты пирогов, количество муки, необходимое для этого, и знать во всем меру.
Она никогда не должна сидеть без дела.
Если вдруг придут гости к мужу, жена должна всегда сидеть за работой.
Чтобы дом всегда сиял чистотой, надо согреть утром воды, перемыть, вытереть и высушить стол, блюда, ставцы; ложки и всякие сосуды. То же сделать после обеда и вечером.
Ведра, лотки, квашни, корыта, сита, решета, горшки тоже должны быть вымыты, вычищены, высушены и поставлены в чистое место, а не разбросаны по скамьям, двору или «хоромам» — все должно быть на своем месте.
Изба, стены, скамьи, пол, двери, даже в сенях и на крыльце должны быть вымыты, выкрашены, чтобы было всегда чисто. Перед нижним крыльцом должно быть положено сено для вытирания ног.
И за всем этим должна следить хозяйка и учить соблюдать чистоту детей.
Много внимания уделялось и воспитанию.
Детей в благопристойном доме нужно было научить «…не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним — дружелюбным, к младшим и убогим — приветливым и милостивым».
Детей надо воспитывать в страхе перед наказанием, необходимо их ругать, чтобы из них выросли порядочные люди, таким образом дети спасаются страхом: «Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей».
Особое внимание уделялось воспитанию девочек: «Если дочь у тебя, направь на нее свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят. Если выдашь дочь свою беспорочной — словно великое дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за нее».
Не менее важным считалось и воспитание сыновей: «Любя же сына своего, учащай ему раны — и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои».
Воспитывая детей в запретах и страхе, поучениях и наставлениях, тем самым родители должны были обеспечить достойную «взрослую» жизнь своим детям, а себе — гордость и спокойную старость.
В нравственно-религиозном плане «Домострой» ставил перед родителями такую задачу: «Если воспитаешь детей своих в страхе божьем, в поучении и наставлении, и до возмужания их сохранишь в целомудрии и в чистоте телесной, законным браком их сочетаешь, благословив, и обеспечишь всем, и станут наследниками имения твоего, и дома, и всего твоего прибытка, который имеешь, то упокоят они тебя в твоей старости, а после смерти вечную память отслужат по родителям своим, да и сами благословенны пребудут вовеки, и великую награду получат от Бога в сей жизни и в будущей, если живут они по заповедям господним».
«Домострой» не полон без окружающих его памятников народной культуры.
В нем помещены «Лечебник», «Травник», «Надзиратель» и описание свадебного ритуального действа — «Чин свадебный».
В обычном смысле «Домострой» — это сценарный план проведения жизненно важных и общественных действий.
Разве можно сомневаться в том, что многие советы «Домостроя» не устарели и по сей день?
Насколько в нашей жизни важно вернуться к устоям семьи, к тому, что составляет фундамент самой жизни. Внести чистоту и нравственность в нашу повседневность.
Конечно, наша жизнь существенно отличается от той что была несколько веков назад. Но в ней было то, что сейчас требуется нам – возвращение к институту семьи, к правильному отношению к миру и к себе. Если убрать некоторые моменты жестокого средневековья, то книга может служить путеводителем по жизни и нашим современникам. Ведь вечные ценности всегда остаются неизменными.
Источник: интернет.
Тема не соответствует содержанию. Автор «Сочинения» всего на всего пересказал содержание Домостроя, но на поставленный вопрос не ответил. Нужен ли Домострой сегодня? Где ответ?