Родительские собрания и их типажи.

Родительское собрание – познанная необходимость.

Все больше и чаще кругом говорят об индивидуальной работе с детьми, творческом подходе к их обучению и воспитанию. Конечно мини собрания: родитель, учитель замечательная штука и очень эффективная. Но только в том случае, когда речь идет о конкретной проблеме конкретного ребенка. А если весь класс не явился на урок? А если на вечеринку в школу принесли бутылку водки? А если надо делать ремонт? А если на носу выпускной вечер? Да и других «общих» вопросов хватает.
А если в классе 40 человек?
Учителю каждый день с родителями встречаться по-очереди?

Проблема родительского собрания — это проблема психологического дискомфорта, с которой сталкиваются его участники. Редкий родитель, как и редкий учитель, скажет, что взаимные встречи — для них праздник. И те и другие идут на собрание как на обязательное, но очень нежелательное мероприятие.
Почему?
Потому что изначально обе стороны настроены если не враждебно, то очень настороженно. Часто родители склонны обвинять в неуспехе детей учителя, а учитель – родителей. Разумеется при таких обстоятельствах диалог будет напряженным.
Из-за этого традиционные встречи и превращаются в разборки и обвинения, вместо того, чтобы стать местом обсуждения общих проблем и путей их разрешения.

Собрание мам.

Кого же видит перед собой классный руководитель, собравший в родном кабинете представителей старшего поколения своих учеников? Конечно, на 90% это будут мамы. В нашем современном обществе воспитанием занимаются именно женщины. Возможно, если бы в школе работало больше мужчин, как это было в дореволюционной России, на собрания ходили бы папы. А пока родительские собрания в массовой школе напоминают женсовет, на заседаниях которого присутствуют яркие типажи.

«Барби»
Обычно это жены богатых или влиятельных людей. Они приходят показать свое превосходство и подчеркнуть убожество всех остальных, включая учителя.
Чаще всего мозгов у этих мамашек нет, как и воспитания.

«Скандалистки».
Могут быть как очень умными – тогда они знают законы и задолбают цитатами из них.
Они качают права по любому случаю и поводу, периодически угрожая написать заяву в министерство или в прокуратуру.
Вторая подкатегория — скандалистки на пустом месте – для таких в этом смысл жизни и где и с кем покричать значения не имеет.

«Так надошницы».
Приходят, чтобы их отметили. Жизнь класса, а иногда и собственных детей их мало волнует. Сидя на собрании они могут болтать по сотовому или играть или просто думать о своем.

«Стенографистки»
Любители все записывать. Очень полезные мамочки – у них всегда можно узнать информацию по любому вопросу. Решать ничего они не будут и брать на себя тоже. У них другая функция.

"Реальные мамы"
— это те, кто приходит на собрание, чтобы узнать правду, сопоставив то, что рассказывает ребенок, с тем, что говорит учитель. "Реальные мамы" всегда адекватны, они готовы к сотрудничеству и являются для классного руководителя первыми помощниками. К делу образования и воспитания они относятся серьезно, трезво, не строя иллюзий. Они никогда не позволят беспочвенно обвинять и обижать своего ребенка.
Жаль только, в последнее время этот вид стал исчезающим.

"Приведения"
Такие особи на собрания не ходят вообще, считая это мероприятие абсолютно ненужным. В каждом классе среди родителей всегда есть хотя бы одно «приведение» с которым встретиться просто невозможно. Естественно они никогда не сдают деньги и никогда не присутствуют на общих мероприятиях.

С другой стороны мамы тоже смотрят на учителя и тоже видят много интересного.

Варианты учителей.

"Вымогательница".
К этой группе отнесем классных руководителей, кокетничающих и заигрывающих с родителями. Многие мамы — их хорошие знакомые, благодаря которым открываются огромные возможности: от качественного обслуживания в районной поликлинике до билета на модный концерт или спектакль. Для "Вымогательниц" родительское собрание — возможность решить свои личные проблемы, поэтому эта учительская категория, которая любит собрания, а иногда и организует их специально — накануне 8 марта, собственного дня рождения, в разгар ремонта в квартире. Такие учительницы очень любят подарки от каждого родителя потихоньку и лично в руки. Иначе у детишек начинают неожиданно портиться отметочки.

"Противоречивая".
Такая учительница может устроить на собрании такой разнос присутствующим, что мало не покажется. А может быть белым и пушистым, ласковым и добродушным, понимающим и прощающим. У него все зависит от настроения, и совладать со своими эмоциями он не может ни перед детьми, ни перед взрослыми. Идя на встречу с ней никогда не знаешь, чего ждать, поэтому таких встреч пытаются избегать.

"Нервная".
Постоянно что-то перебирает, роняет, шмыгает, читает по листочку. В глаза родителям не смотрит, боится любых вопросов. Никогда не говорит по делу, постоянно произносит общие ненужные фразы. И вообще ведет себя как на допросе у фашистов.
Родители сами боятся потревожить покой такой учительницы и в конце -концов перестают совсем ходить на собрания. Иногда со временем, с накоплением опыта из «нервных» получаются хорошие учителя.

"Супервумэн".
Всегда права, всегда знает как надо. На ваше мнение ей наплевать.
Голос у нее командный, интонации властные, взгляд суровый. Родителей такие классные руководители называют по фамилии, как детей, и требуют от них абсолютного подчинения, как. Каждый родитель на таком собрании вновь чувствует себя школьником и боится получить "два". Не пойти на встречу с таким классным руководителем нельзя, а придешь — коленки дрожат.
Вашего ребенка разложат по полочкам и заочно четвертуют на глазах у всего класса. У такой учительницы хочется просить прощения за то, что родил своего ребенка.
«Супервумэн» очень часто получают титулы «заслуженный учитель» и «учитель года» и естественно они на хорошем счету у администрации.
Только вот детки в начальных классах у таких тетенек иногда у доски писиются.

"Кошечка".
Они никого не ругают. Их принцип — вседозволенность — распространяется и на взрослых и на детей и на себя, любимую. Они не готовятся к собранию и говорят о том что взбредет в голову. Они любят превращать собрания в посиделки, иногда со спиртным.
На собрания к «Кошечкам» ходят подобные мамы, а иногда и папы. Им приятно отдыхать вместе. Заниматься «разбором полетов» и решением проблем им некогда.

"Классный руководитель".
Ведет собрание спокойно и вдумчиво, его план он составляет заранее, но говорит свободно, не пользуясь предварительными записями. Он всегда в курсе всех дел класса в целом и каждого ученика в отдельности. Он никогда не обсуждает с родителями отметки и поведение их чад в присутствии других родителей, предпочитая индивидуальные беседы. На собрание он выносит обсуждение глобальных проблем и всегда сам предлагает пути выхода из тупика, выслушав предварительно мнение родительского актива. Он всегда ищет разумный компромисс, понимая, что учитель и родители делают все-таки общее дело и не должны противостоять друг другу. Он принимает всех и хотя бы внешне старается показать, что все ученики ему одинаково дороги. Он избегает родительских подарков и других приятных поощрений, а если и поддается искушению, то об этом не знает никто. Он смущенно говорит о необходимости очередного денежного взноса на охрану или на ремонт. Он скромен, учтив и доброжелателен. К такому на собрание идут с радостью и с надеждой.
Такие учителя есть! Просто их очень – очень мало и тусуются они в основном по провинциям и по простым школам, потому что порядочные очень.

Собрание должно быть конструктивным ради детей.

Роли мамы и учителя различны. Мама любит своего ребенка безгранично. Мама не может объективно оценить своего ребенка в силу этой любви. Это нормально, не нормально требовать такой любви от учителя.
Родители должны требовать от учителя профессионального и справедливого подхода к своему ребенку. А учитель обязан предоставить хорошие знания и лояльность и понимание.
Тогда появится взаимное уважение и принятие учителей и родителей.

Источник: интернет.