Рефлекс – это автоматическая ответная реакция организма на те или иные раздражители. Доношенные дети обладают целым рядом сложных рефлексов и рефлекторных комплексов. Считается, что эти рефлексы имеют значение для выживания вида в ходе эволюции и отражают те формы поведения, которые в прошлом (а в некоторых отношениях — и сейчас) жизненно важны для ребенка. Большинство этих рефлексов исчезает к концу 2-4-го месяца, но все же некоторые из них заслуживают специального рассмотрения.
Один из них — рефлекс Моро — врожденная вестибулярная реакция на линейное ускорение, вызываемая сотрясением головы ребенка. Моро вызывал этот рефлекс, ударяя двумя руками по подушке, на которой лежала голова ребенка. При этом обе руки ребенка, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются. Реакция ног выражается менее отчетливо. Вслед за тем конечности возвращаются в исходное положение. Создается впечатление, будто малыш пытается схватить (или схватиться за) что-то или кого-то. Высказывались мнения, что рефлекс Моро — это одно из доказательств происхождения человека от обезьяны, детеныши которой при угрозе падения цеплялись за шерсть матери, повышая тем самым свои шансы на выживание.
Другой рефлекс — шейно-тонический — относится к рефлексам положения. Он появляется, если голову лежащего на спине ребенка быстро повернуть в сторону. Младенец реагирует на это вытягиванием руки и ноги с той стороны тела, куда повернута его голова, и одновременным сгибанием противоположных рук и ног, что напоминает позу фехтовальщика.
Рефлекс шагания можно вызвать, если взять новорожденного за туловище двумя руками и удерживать вертикально над столом так, чтобы его ступни опирались на твердую поверхность. Стоящий таким образом ребенок сгибает одну ногу в колене и в тазобедренном суставе и, если помочь ему переместить туловище вслед за движением этой ноги, продвигает ее вперед и вниз, "шагает". Создается впечатление, что ребенок ходит по-настоящему.
Жизненно важная процедура питания грудного ребенка обеспечивается рефлексом "поиска груди". При поглаживании щеки сбоку от углов рта грудной ребенок поворачивает голову в сторону раздражителя. У проголодавшегося малыша эти движения особенно активны: в ответ на одиночное раздражение его голова поворачивается в обе стороны несколько раз. При этом его рот часто раскрывается и губы вытягиваются, чтобы схватить раздражитель (в естественных условиях — сосок груди). Мать, не знакомая с этим рефлексом, может пытаться подталкивать голову ребенка к соску. Но так как рефлекс направлен на раздражитель, а не от него, то малыш будет поворачиваться к толкающей его руке, а не в сторону соска. Кормящей матери лучше всего держать грудь так, чтобы сосок касался щеки ребенка, тогда он повернется к соску и возьмет грудь. Рефлекс "поиска груди" исчезает с наступлением третьего или четвертого месяца. Сосательный рефлекс, как и рефлекс "поиска груди", жизненно необходим для ребенка. Подобно некоторым другим, сосательный рефлекс проявляется еще во внутриутробный период. Известны случаи, когда дети появлялись на свет с большим пальцем, распухшим от сосания.
Зрительной системе новорожденного также свойственен ряд рефлекторных движений. Так, веки в ответ на раздражение открываются и закрываются. Зрачки расширяются в темноте и сужаются на свету. Они также сужаются, когда младенец засыпает, и расширяются при пробуждении. Кроме того, исследования показали, что новорожденный уже в первые часы жизни способен следить взглядом за медленно движущимся предметом, таким, например, как ярко-красный шар.
Поведением новорожденного управляет и множество других рефлексов. Одни из них, такие как кашель и чихание, необходимы для выживания; другие, по-видимому, являются наследием наших далеких предков; назначение третьих еще не выяснено. Любой родитель, если внимательно понаблюдает за своим новорожденным ребенком, может увидеть проявления всех этих рефлексов.
http://www.danilova.ru