Возможно, моя проблема покажется многим смешной, но для меня она стала «пунктиком» и с этим нужно было что то делать. Дело в том, что мой ребенок к своим 5 годам говорил односложно, не мог описывать предметы и события. Когда его не понимали, раздражался и лез в драку. Если у вас похожая ситуация вам как и нам нужен хороший логопед. Мы его, точнее ее, нашли. Оказалось что в пятилетнем возрасте речь сына развита года на три не больше.
Нас сразу предупредили, что занятий только с логопедом недостаточно, нужны каждодневные домашние занятия (минут по 15). Каждое посещение логопед давала мне задания и инструкции по занятиям. Хочу поделиться некоторыми из них. Надеюсь, они будут кому-нибудь полезны.
Поначалу просто читали короткие рассказы про животных и искали главных героев. Я не просила пересказать, а просила назвать кто ему понравился больше всего. Потом спрашивала, а что герой делал, куда ходил. На все вопросы ребенок мог ответить одним словом. Когда с этим освоились я стала задавать вопросы на или-или. Это хороший герой или плохой? Почему? Если ему трудно было сама говорила, наверное поэтому… и описывала почему. В предлагаемых сказках должны быть яркие картинки. Очень хороши сказки с иллюстрациями Сутеева.
На следующем этапе мы завели тетрадку и стали рисовать рассказы сами. Брали простой рассказ и я переписывала его в тетрадь с прибавлением рисунков, при этом прочитывая вслух. Процесс растянутый во времени и поэтому моему тугодуму было проще осмысливать и запоминать текст. Кроме того в таком тексте имелись опорные подсказки – рисунки. Иногда выхватывал карандаш и рисовал сам. Ему очень нравилось «писать» книгу, как он это называл. Начинали с загадок и иллюстраций к ним. Загадки в стихах – их было проще запоминать и воспроизводить. Потом наш доктор дала нам короткий рассказ с заданием переписать и озаглавить. Над названием думал два дня. Рассказ перечитывали, вместе рассуждали о чем он, какое главное событие. Вместе придумали и вместе радовались.
С этого времени пришел видимый прогресс в речи, а с ним и интерес к окружающему. Не скажу, что все получалось здорово, но сын уже задавал довольно длинные вопросы и пытался объяснить что видел во время прогулки или по телевизору. Ему захотелось общаться.
Дальше было и проще и сложнее. Проще потому, что пришел интерес. А сложнее потому, что задания стали сложнее и занимали больше времени и сил (для меня).
Дома мы продолжали рисовать выданные рассказы, но к ним прибавились и собственные сочинения – описания (опиши свою комнату, опиши любимое дерево, опиши дорогу домой и т.д.).
Потом рассказывать нужно было по картинкам. Что видишь, какие герои, описание предметов с применением слов – большой, маленький, круглый, квадратный, над, под, рядом, около. С этим намучились. Далась эта наука нам тяжело. Иногда отступали и возвращались позднее. Когда стало совсем трудно решили пойти на хитрость и переделывать простые и известные с колыбели сказки. Сработало просто здорово! Особенно новый теремок. Придумали вместе версий шесть. Герои были самые разные, жили в разных комнатах. Сын с удовольствием описывал и героев и комнаты в которых герои жили и обстановку и чем они занимались.
Большой интерес вызвали картинки – комиксы с простыми сюжетами. Рисовала несколько картинок и по ним рассказывали.
Одно из самых сложных на сегодняшний день было задание придумать рассказ только по картинке и названию. Придумывал мучительно и долго.
Занятия продолжаем. Есть шероховатости, не все получается. Но шаг навстречу красивой речи мы сделали за пол года просто гигантский.
Ниже привожу несколько картинок наших домашних уроков с сыном.