Развитие креативности

Социальный мир несет много ограничений и правил. Система школьных оценок, замечания взрослых заставляют ребенка вести себя согласно чужим ожиданиям. Побочные последствия этого – отказ от нового и шаблонность.
В то же время сегодня как никогда в современном обществе ценится креативность, находчивость и гибкость мышления, достигаемые развивающим обучением.

Кого считать креативным человеком?
Можно ли развить креативность?
И как это делать?

ЧТО ТАКОЕ КРЕАТИВНОСТЬ

Креативность (лат. creative – творческий, лат. creatio – создание) – способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Для развития креативности необходимо развиваюшее обучение.
Творчество – целостный феномен, который окрашивает позицию человека по отношению к внешней реальности. Это значит, что креативный человек не только тот, кто рисует, пишет музыку, танцует… Это тот, кто творчески относится к жизни, не паникует и не пасует перед трудностями. Препятствие для него – это задача, которую надо решить, и чем сложнее задача, тем интереснее ее решать. При таком отношении к жизни человек умеет находить радость в мелочах, видеть невидимое, замечать незаметное, улавливать неуловимое.
Развивающее обучение способно помочь человеку выработать творческое отношение к жизни, которое позволяет человеку быть свободным в заданных обществом границах, влиять на ситуацию.

КРЕАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

-Творчество – это созидательный процесс, который проходит в своем развитии несколько этапов.
-Подготовка — Появляется побуждение изменить ту или иную ситуацию, которая начинает восприниматься как проблемная. Это этап сознательных усилий: собирается информация, применяются известные схемы. Их несостоятельность запускает следующий этап.
-Фрустрация. — Переживание «тупиковости». Поиск барьеров, которые препятствуют проявлению креативности.
-Инкубация — Ситуация начинает решаться на бессознательном уровне. Происходит внутренняя переработка всей собранной информации.
-Инсайт — это кратковременный, но очень отчетливый этап креативного процесса, момент поступления в сферу сознания решения проблемы. Он характеризуется бурными позитивными эмоциями, оживлением, даже эйфорией. Этот этап может сопровождаться развивающим обучением.
-Разработка — Проверяется истинность полученного решения и осуществляется его реализация. Продолжительность этапа варьирует от нескольких секунд (например, выбор варианта поведения в общении) до десятков лет.

ПОБОЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Креативность предполагает установку на проблемность восприятия окружающего, поиск многообразных возможностей, который осложняет процессы выбора и принятия решений. Все это может ослаблять действие механизмов психологической защиты еще несформировавшейся личности ребенка.
Повышение креативности в ходе резвивающего обучения в большей или меньшей степени нарушает равновесие в системе жизнедеятельности личности. Частое переживание ситуаций как проблемных, может повышать общий уровень тревожности.
На пути к восстановлению эмоционального комфорта ребенок может вернуться «назад», т.е. к привычным способам поведения. В виду этого очень важно, поддерживая креативность ребенка, уделить внимание развитию его эмоционального мира: научить его ориентироваться в нем, справляться с негативными переживаниями и находить радостные. Развивающее обучение поможет ребенку обрести устойчивость в новых условиях и сохранить творческое отношение к жизни.

УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ

Очень полезно развивающее обучение, задания на развитие смекалки, находчивости (разнообразные головоломки и т.д.). Однако они, прежде всего, развивают интеллектуальную составляющую креативности: беглость и гибкость мышления.
Развитие же собственно креативности, творческого потенциала возможно только в свободном пространстве, где допустим эксперимент, подкрепляется творческое поведение, отсутствуют оценка, соревновательность, временные ограничения. Этим условиям отвечает ситуация свободного творчества. Создавая в такой обстановке творческий продукт, будь то картина или инсталляция из найденных предметов, ребята получают возможность оживить воображение, выразить переживания, воплотить свои идеи, получить удовольствие от процесса и результата своей деятельности.
Развивающее обучение и свободное творчество позволяет ребятам вместе с креативностью развить механизмы совладания с негативными переживаниями, т.е. избежать описанных «побочных явлений».
Опыт, полученный в развивающем обучении и свободном творчестве, находит свое продолжение в реальной жизни. Обретая уверенность, радость и удовлетворение от результата своей работы с изобразительными и другими материалами, ребенок с такой же уверенностью и удовольствием будет общаться, учиться, браться за новое!

Материал подготовлен Пешковой Наталией
http://tlklass.ru