Школьная гигиена — представляет отдел общественной гигиены, имеющий задачей охранение здоровья учащихся от тех вредных влияний, которые оказывает школа; она учит, каким образом нужно устраивать школьные помещения, как нужно приспособлять школьные принадлежности (классные парты, доски и т. п.), как распределять занятия и т. д. В более широком смысле Ш. гигиена объединяет заботы о гармоническом развитии тела и духа детей в школе. Для достижения этих стремлений, помимо других условий, необходимо, чтобы рука об руку со Ш. гигиеной шла домашняя гигиена учащихся. Основателем Ш. гигиены считается венский врач Франк.
Массовые исследования школьников, произведенные у нас и за границей, обнаружили с несомненностью тот факт, что школа, с одной стороны, вызывает развитие некоторых болезненных состояний своих питомцев, с другой стороны — поддерживает расстройства организма, в которых, однако, не может считаться единственной виновницей.
К первой группе относятся: близорукость, боковое искривление позвоночника, переутомление — школьные болезни по преимуществу; ко второй: расстройства пищеварения, малокровие, головная боль, носовые кровотечения, болезни костей, зубов, уха и проч.; некоторые причисляют также к школьным болезням припухание щитовидной железы (зоб). Наконец, школа является посредницей в передаче и эпидемическом распространении многих заразных болезней детского возраста.
Школьные болезни.
Развитие близорукости
у школьников отмечено уже Лоринзером в 1836 г. Исследованиями Эрисмана, Кенигштейна и др. доказано, что у новорожденных физиологическое состояние глаза — дальнозоркость (гиперметропия. Таким образом, близорукость, по-видимому, неразлучно связана с грамотностью и есть результат занятий мелкими предметами на близком расстоянии. Это подтверждается статистическими исследованиями глаз учащихся.
1) Чем выше требования, предъявляемые к глазам учащихся, т. е. чем обширнее программа занятий и чем дольше продолжается курс, тем значительнее число близоруких. 2) Число близоруких увеличивается в каждом данном потоке из класса в класс.
3) Средняя степень близорукости тем выше, чем выше разряд учебного заведения и чем старше классом учащиеся.
Боковое искривление позвоночника,
школьный сколиоз объясняется тем, что при продолжительном сидении ребенка, в особенности на неудобных стульях, слабая мускулатура его утомляется, верхняя часть туловища опускается вперед, правое плечо поднимается, левая опущенная рука опирается локтем на бедро или, придерживая кистью край стола, покоится на согнутой верхней части живота. Искривление выступает всего резче, когда вертикальное расстояние между сиденьем и доской стола очень велико, и таким образом ребенок вынужден во время письма приподнимать правую руку в плечевом суставе. Искривление позвоночника, помимо того, что безобразит фигуру, оказывает неблагоприятное влияние на общее состояние здоровья, ибо грудная клетка суживается, дыхание ускоряется и делается более поверхностным, нарушается кровообращение, страдает питание организма. Важно, чтобы учитель и школьный врач обращали внимание на зачатки этой болезни, ибо только в начальном периоде она поддается исправлению.
Что сколиоз есть продукт школы, доказывается редкостью его в дошкольном возрасте и частотой развития у школьников.
Переутомление учащихся,
названное нами выше школьной болезнью, не поддается до сих пор точному определению и потому продолжает служить спорным пунктом между различными педагогами и школьными врачами. Комплекс симптомов, обозначаемый этим собирательным именем, выражается развитием у школьников бледности общих покровов, упадка питания, падения веса, вялости мышц, плохого сна, головных болей, нервности, носовых кровотечений, сердцебиения, расстройств пищеварения; в то же время наступает понижение умственной работоспособности, ослабление внимания, рассеянность, иногда подавленное состояние.
Особенно утомляют учеников письменные работы в виде задач, переводов, сочинений.
Судя по опытам, способность к решению арифметических задач после большой перемены улучшается; те же предметы, которые требуют памяти, как история, география, диктант, целесообразнее распределить на утренние часы.
Головные боли и носовые кровотечения
очень часто встречаются у детей школьного возраста. Причиной этих недомоганий может быть не только от напряженной умственной работы, но также от духоты и сухости воздуха в помещениях классов.
Пищеварительные расстройства, выражающиеся плохим аппетитом, запорами, представляют нередкое явление у учащихся детей вследствие продолжительного сидения в неудобном положении. Кроме того, развитию их может способствовать то, что дети из страха опоздать в школу поспешно проглатывают пищу, не разжевывая ее достаточным образом, а во время большой перемены в большинстве школ распространено сухоядение.
Результатом хронических расстройств пищеварения, долгого пребывания в душном классе, недостаточного движения на открытом воздухе является развитие у школьников малокровия.
Из нервных болезней нередко наблюдаются у школьников истерия, преимущественно у слабых, малокровных детей с невропатической наследственностью. Душевные болезни нечасто встречаются в школьном возрасте, главным образом в период наступления половой зрелости у наследственно предрасположенных; толчком к проявлению болезни зачастую служит умственное переутомление, экзамены и тесты.
Выше мы говорили, что школа способствует распространению заразных болезней. Это объясняется тем, что школьный возраст особенно восприимчив к этим болезням и к тому же дети скучены в школе и приходят в тесное прикосновение между собой. Передатчиками заразы могут служить либо заболевшие дети, у которых еще болезнь не обнаружилась, либо выздоравливающие, но еще способные заразить, либо совершенно здоровые дети, у которых болен заразной болезнью кто-нибудь из домашних. Точной статистики заразных заболеваний среди школьников не имеется.
Требования гигиены к зданию школы
Ш. здание должно быть построено по всем правилам строительной
Лестницы и коридоры должны быть достаточно светлыми и для безопасности в пожарном отношении иметь в ширину 1,6—2,0 метра; подъем лестницы должен составлять не более 0,15 метра, ширина ступеней спереди назад от 0,25 до 0,3 м.
Фасад здания лучше всего обращать в наших широтах на юго-восток, тогда большую часть года три стороны здания освещаются солнцем. Более благоприятным для глаз учащихся является расположение классных комнат на север или северо-запад, т.к. оно исключает быстрые и значительные колебания света. В решении этого вопроса местные условия играют большую роль; при малом количестве солнечных дней в течение учебного сезона северное положение дает слишком слабое освещение класса.
Школа должна помещаться поодаль от заводов, больниц, рыночных площадей и вообще шумных мест.
Оптимально если расстояние от ближайших зданий будет равняться двойной высоте последних, во избежание затемнения классов. Двери классной комнаты не должны открываться вовнутрь класса, для облегчения эвакуации в экстренных случаях..
Каждая школа должна быть снабжена, разумеется, доброкачественной питьевой водой, которая должна время от времени подвергаться исследованию, особенно в эпидемическое время.
Отопление школы возможно центральное и местное.
В отношении питания во время пребывания в школе обязательна организация в школах горячего завтрака, на который должно быть уделено не менее получаса, но не в ущерб рекреации или физическим играм.
Важное гигиеническое значение имеет устройство при школе открытой площадки для игр, которая в зимнее время может быть превращена в каток; на каждого ученика желательно иметь пространство в 3—4 кв. метра. Там, где условия места допускают, полезно иметь при школе сад, огород для работ на воздухе.
Большое гигиеническое значение имеют школьные игры на открытом воздухе. Они должны устраиваться каждый день, лучше всего после первых двух или трех уроков.
Расстояние до школы не должно быть слишком велико для учеников, иначе физическое утомление от ходьбы, как показали психофизиологические исследования, ослабляет и умственную работоспособность.
Классная комната по своим размерам и форме должна удовлетворять тем условиям, чтобы ученики, сидящие на задних партах, при нормальном зрении отчетливо могли разбирать написанное на доске, чтобы все Ш. столы были достаточно освещены, чтобы голос. учителя был ясно слышен всем и чтобы учитель мог следить за порядком во всем классе. Наиболее удобная форма при небольшом числе учеников квадратная или восьмиугольная. Стены классной комнаты должны быть гладки, во избежание скопления пыли.
Потолок окрашивается в чистый белый цвет, чтобы давать отраженный рассеянный свет. Устройство окон играет большую роль, так как оно связано с вопросом об освещении классов. Окна располагаются с левой стороны от учеников, т.к. при падении света справа пишущий затемнял бы своей рукой тетрадь. Передний свет вреден для глаз, так как ослепляет, кроме того, он мало освещает задние парты; задний свет дает слишком много тени. Верхний свет (электрический) должен быть обязательно, для освещения классов в зимнее время года.
Для защиты от чрезмерно яркого солнечного света окна должны быть снабжены шторами.
Необходимость чистого воздуха в классах понятна всякому, кто испытал чувство физического недомогания и умственной вялости, находясь в помещении со спертым, испорченным воздухом, а затем то оживляющее действие, когда попадаешь оттуда на свежий воздух. Растущий детский организм, в котором обмен веществ совершается быстрее, чем у взрослого, еще более нуждается в чистом воздухе.
В классных окнах обязательно должны присутствовать свободно открывающиеся форточки. Кроме того необходима вентиляция для каждого класса.
Количество учеников в классе должно быть ограниченно и не превышать 35 человек.
В классе каждый день должна проводиться влажная уборка и проветривание.
Гигиенические требования к школьной парте.
Одну из важных статей школьной гигиены представляет устройство учебного стола — парты.
Первый обратил внимание в 60-х годах XIX столетия на важное значение целесообразно устроенной Ш. мебели Фарнер, который и предложил первый гигиенический учебный стол. С тех пор этот вопрос всесторонне разрабатывался гигиенистами, которые с несомненностью доказали, что неправильная посадка ученика за неподходящей партой есть одна из существенных причин искривления позвоночника, близорукости, расстройства дыхания, кровообращения и пищеварения.
Основное требование, предъявляемое гигиеной, состоит в том, чтобы учебный стол во всех своих частях, по возможности, гармонировал с соответственными размерами тела одетого ребенка; только при таком условии последний может сидеть долгое время прямо при возможно меньшем напряжении мышц, и глаз будет находиться при чтении и письме на требуемом расстоянии (35—40 сантиметров).
Если стол низок, ученику приходится наклонять туловище (происходящие при этом изменения в изгибах позвоночника); если же стол высок (слишком большая дифференция), то ученик поднимает плечи — правое обыкновенно выше левого, — он как бы висит на руках, а глаза слишком приближены к книге или ручке.
Ширина сиденья должна равняться 2/3 длины бедер (длина бедра = 1/5 всей длины тела); само сиденье должно быть слегка наклонено назад, дабы ученик не соскальзывал вперед. Доска стола должна иметь наклон в сторону ученика (12—14°).
Существуют многочисленные модели школьных столов, главным образом без учета наклона стола. Предложены также парты, которые могут быть приспособлены для любого роста.
Меры при эпидемиях
Предохранительные меры против распространения инфекционных болезней состоят в немедленном удалении из школы всех заболевших (как учеников, так и преподавателей) до того времени, когда они сделаются уже незаразными, затем в устранении тех, которые приходили в прикосновение с заразными больными, если соответственная болезнь допускает перенос через третье лицо, в обеззараживании классов, где наблюдались случаи заболевания, наконец, во временном закрытии школы, если эпидемия поразила значительную часть воспитанников или проявляется в опасной форме.
Ввиду того, что своевременная изоляция возможна только при раннем распознавании болезни, необходимы частые врачебные осмотры и вакцинация учащихся.
Источник: Интернет.
Сегодня в условиях кабинетной системы обучения, в школах отсутствуют столы и стулья(парты)которые мог бы регулировать сам школьник перед уроком. Все имеющиеся в кабинетах столы и стулья требуют специалистов со специальным инструментом, чтобы отрегулировать под рост ребенка.
Фактически за все случаи заболеваний детей означенным в статье болезням, родители должны подавать в суд на школы и требовать выплаты средств на лечение ребенка. Такие прецеденты уже есть и суды идут навстречу родителям.
Потому-что регулируемая самим ребенком мебель имеется в виде патентов РФ на изобретения и образцов.А производство никому не выгодно: не чиновникам от образования, не производителям.
Так-что пока родители не начнут массово обращаться в суды,о создании здоровых условий для учебы детей никто беспокоиться не будет.
Статья поверхностная
не слишком ли много