Первые сведения о грецком орехе в Европе встречаются в литературных памятниках VII-V веков до нашей эры. Плиний упоминает, что греки привезли эту культуру из садов персидского царя Кира. Греческие садоводы оценили прекрасные декоративные деревья и, главным образом, вкусовые качества орехов. Поэтому эту культуру называли царственной. Из Греции орех попал в Италию, а позже римляне распространили его во Франции, Германии, Швейцарии, Болгарии . В США он стал известен только во второй половине XIX века, в Англии – в 1652 г. В Крым грецкий орех первоначально был завезен греками-колонистами из Турции и Греции в начале XIX века. Поэтому его и назвали греческим, а позже грецким. Из Молдовы и Румынии в юго-западную часть Украины он был завезен под названием «волошский». В Молдове грецкий орех известен сравнительно давно. В Одесском археологическом музее хранятся образцы орехов, найденных при раскопках в южных районах республики, возраст которых составляет более 1800 лет.
В разных народах и разных культурах это полезнейшее дерево считали проводником в царство мертвых.
У сербов, македонцев и болгар грецкий орех символизирует хтонические силы и мир предков. Балканским славянам практически повсеместно известно поверье о том, что человек, посадивший Грецкий Орех, умрет тогда, когда дерево сравняется по толщине с шеей этого человека, его талией или когда на нем появятся первые плоды. Это поверье объясняет популярные у южных славян запреты сажать дерево Грецкий Орех вблизи дома, пересаживать орех с места на место и т.п.
Дерево Грецкий Орех считалось опасным еще и потому, что человека, заснувшего в его тени, подстерегали самые разные болезни (запрет спать под ореховым деревом встречается в средневековых европейских травниках). Согласно южнославянским верованиям, на больших ореховых деревьях любили собираться вилы, самодивы и вештицы и другие мифологические существа, что также делало небезопасным пребывание под ним.
Связь с миром предков заметна и в популярных болгарских и македонских обычаях, приуроченных к Вознесению и Троице, когда, согласно поверьям, души умерших, временно пребывающие на земле в течение троицкого периода, возвращались обратно на «тот свет». В эти дни люди отправлялись в церковь, где, разложив по полу ореховые ветви, преклоняли колени или ложились на ветви и прислушивались к звукам, якобы исходящим от веток. Считалось, что таким способом можно увидеть и услышать мертвых. Ореховыми ветками также устилали могилы, создавая тень для душ. Ветки Грецкого Ореха служили своеобразным «мостиком» между «этим» и «тем» светом, путем, по которому души приходили в «этот» мир и уходили обратно. Если бы никто из домочадцев не пришел в этот день в церковь и не разложил на полу ореховые ветки, то души не смогли бы вернуться обратно и остались бы запертыми на «этом свете». Болгары помещали ветки Грецкого Ореха, принесенные в эти дни из церкви, над воротами дома и двора: считалось, что они защищают людей от русалий.
Плоды орехового дерева (орехи) считались пищей мертвых. В период от Рождества до Крещения, когда на земле незримо присутствовали духи умерших, оставляли орехи по углам дома «для предков», рассыпали их по полу, а под конец этого периода, на Крещение, раскалывали эти орехи и гадали по ним. Полный орех предвещал благополучие, сухой и пустой — бедность и несчастья. Представление о связи орехов с хтонической сферой и с душами умерших косвенно отразилось в южнославянском запрете есть орехи в период от Рождества до Крещения, чтобы не навредить душам умерших.
(Спасибо Марине за присланную статью.)