Одна из самых частых жалоб, с которыми родители обращаются к врачу, — это жалоба на плохой аппетит у ребенка. Волнение родителей по этому поводу вполне понятно, так как каждая мать знает, что хороший аппетит — показатель здоровья детей. Аппетит понижается при многих заболеваниях, но при этом отмечаются и другие признаки болезней, которые обычно не ускользают от внимания взрослых. В этих случаях при обращении к врачу устанавливается тот или другой диагноз, назначается соответствующее лечение, и аппетит с выздоровлением ребенка восстанавливается.
Однако плохой аппетит наблюдается и у совершенно здоровых детей. Для того чтобы понять, чем вызвано нарушение аппетита, необходимо знать, от чего он зависит. Процесс пищеварения регулируется нервной системой, в головном мозгу имеется пищевой центр, состояние которого определяет чувство голода или сытости. Если пищевой центр находится в состоянии возбуждения, человек испытывает чувство голода. Угнетение, торможение пищевого центра ведет к потере аппетита.
Как возбуждение, так и торможение пищевого центра связано с изменением состава крови, которая омывает этот участок мозга. Обеднение крови питательными веществами приводит к возбуждению пищеварительного центра, откуда оно передается слюнным железам и железам, отделяющим желудочный сок, а также соответствующей мускулатуре. В результате пищеварительные железы выделяют сок, ребенок начинает энергично сосать, а дети более старшего возраста пытаются схватить бутылочку с молоком или тарелочку с едой. После еды наступает фаза торможения пищевого центра, что связано с изменением состава крови, а также с наполнением желудка, от которого, в свою очередь, идут сигналы к пищевому центру, вызывая его торможение. Это приводит к тому, что уменьшается выделение соков пищеварительными железами, возбудимость жевательной и другой мускулатуры. Если пища предлагается ребенку в этот момент, он от нее отказывается.
Иногда взрослые, как будто бы придерживаясь режима в питании, в то же время в промежутках между кормлениями, при едва появившемся желании есть, дают детям пирожки, булочки, печенье, а так же сладкое. Это плохо, так как гасит появившееся возбуждение пищевого центра, и в результате ко времени следующего кормления ребенок есть не хочет: у него нет аппетита.
Порой родители допускают ошибку, давая ребенку в больших количествах продукты, содержащие большое количество витаминов, полагая, что такая пища полезна. Хотя витамины, содержащиеся в различных сырых фруктах и овощах, действительно играют большую роль в процессах обмена веществ, они ни в коей мере не покрывают потребность организма в основных питательных веществах, к которым относятся белки, жиры и углеводы. Более того, витаминные соки и фрукты, даваемые бесконтрольно, в любых количествах и не в качестве десерта после еды, а между кормлениями, не только не заменяют молока, яиц, мяса, овощей, но и способны снизить аппетит ребенка в часы питания.
Большое значение для нормального аппетита имеет правильно организованный режим сна и прогулки на свежем воздухе. Дети, которые в силу тех или иных причин гуляют мало, обычно страдают плохим аппетитом.
К снижению аппетита приводит и слишком калорийная, обогащенная жирами пища, так как жир, вводимый в больших количествах, тормозит отделение желудочного сока, нарушает эффективность переваривания и усвоения белков.
Плохой аппетит у детей может быть связан с пониженной секрецией слюнных желез, это подтверждает и затрудненность глотания. В этом случае надо приучить ребенка есть небольшими порциями. Можно давать во время еды небольшое количество воды, в результате чего пища смачивается, и ребенок ее легче проглатывает.
Иногда ребенок, если он сыт и его пищевой центр находится в состоянии торможения, отказывается даже от вкусно приготовленной пищи. В этом случае не следует прибегать к различным уловкам, запугиваниям или насильственному кормлению. Принудительное кормление приводит к тому, что у ребенка вырабатывается отрицательная реакция на прием пищи. В таких случаях ребенок сжимает губы, отталкивает тарелку, отрицательно качает головой, выталкивает пищу изо рта и т. д. Продолжение кормления в этих условиях часто ведет к рвоте, как проявлению невроза.
Очень часто родители, стремясь во что бы то ни стало накормить малыша, всячески пытаются отвлечь его внимание: рассказывают сказки, поют и даже танцуют вокруг стола. Иногда этим на время удается ослабить активность оборонительного рефлекса, и ребенок вяло проглатывает предложенную ему пищу. Однако он не испытывает никаких вкусовых ощущений и не получает удовольствия от еды. При этом не происходит выделение необходимого количества желудочного сока и пища гораздо хуже переваривается и усваивается по сравнению с той, которая съедена с аппетитом.
Кормление ребенка в обстановке нервозности и суеты, которую создают родители, далеко не способствует улучшению аппетита. У детей так же, как и у взрослых, могут наблюдаться некоторые колебания аппетита, поэтому не нужно огорчаться, если ребенок при очередном кормлении съел меньше, чем обычно.
Причиной снижения аппетита может явиться нерегулярное опорожнение кишечника. Язык при этом покрывается налетом, и вкусовые ощущения снижаются. В этом случае необходимо позаботиться об устранении запоров.
Внезапное ухудшение аппетита — часто первый признак заболевания ребенка. Снижение аппетита у больного ребенка — защитная, приспособительная реакция организма, предохраняющая кишечник от перегрузки. К тому же, и об этом нельзя забывать, пищевая разгрузка необходима в первые дни любого более или менее тяжелого заболевания раннего детского возраста. Стремление накормить больного малыша «любыми средствами», даже насильно, вредно. Оно не только может выработать у него отрицательную реакцию на еду, в результате чего ребенок, у которого до заболевания был прекрасный аппетит, теряет его после выздоровления, но и вызвать порой тяжелые расстройства кишечника. Как правило, с выздоровлением постепенно появляется и аппетит.
Как избежать ошибок?
Есть несколько правил, которых родители должны придерживаться в кормлении малыша.
1. С введением прикорма надо постепенно приучать ребенка к новым для него видам пищи. Перед кормлением грудью в течение нескольких дней дают пробовать несколько чайных ложек нового блюда, постепенно увеличивая его количество, и заканчивают кормление снова грудью.
2. Кормить детей любого возраста нужно стараться всегда в определенные часы, для того чтобы у них постепенно вырабатывался условный рефлекс, способствующий отделению пищеварительных соков еще до начала кормления, благодаря чему пища будет лучше перевариваться в желудке. К моменту кормления ребенок должен хорошо проголодаться, только в этом случае может возникнуть положительная реакция на еду. Однако грудных детей целесообразнее кормить не по часам, как было принято у наших мам и бабушек, а по требованию. Для малютки главный стимул для еды — голод, как наиболее сильный возбудитель выделения желудочного сока.
Детей постарше часто не уговоришь на обед по той простой причине, что они увлечены игрой, мультфильмами и т.п. Значит надо сделать так, чтобы и кушать тоже было интересно. В этом может помочь игра «накормим мишку», или забавная детская посуда. Купите ребенку кружечку в виде слоника или тарелочку в форме бабочки. Но интерес к такой посуде потихоньку угаснет, тогда слоника может сменить жираф, а бабочку – рыбка.
3. Ребенок должен садиться за стол в спокойном состоянии, а не разгоряченный и запыхавшийся после игры или зареванный после нанесенной ему обиды. Весьма важно, чтобы он не был возбужден, раздражен или утомлен. Если вы гуляете, то старайтесь за 20 — 30 минут до кормления ребенка вернуться с прогулки, если играете, то отвлеките его от возбуждающих игр, почитайте книжку. Нельзя внезапно прерывать игру малыша и сразу же после этого начинать кормление, т.к. как, не захотев отрываться от игры, малыш и есть будет с неохотой, или будет торопиться быстрее вернуться к игре и поет мало. Кроме того, ввиду особенностей центральной нервной системы ребенок не может быстро переключаться от одного вида деятельности к другому, а при попытке заставить его это сделать начинает капризничать, плакать.
4. Чтобы настроить малыша на еду, перед каждым кормлением соблюдают определенный «ритуал» — приготавливают место для еды, моют руки, повязывают салфетку. В возрасте 1,5 — 2 лет и старше надо приучать ребенка к сервировке стола, предлагая ему убрать все на своем столике, вытереть его, постелить клеенку и салфетку, принести стул и посуду. Выполнение таких поручений закрепляет эту привычку и впоследствии становится обязанностью ребенка, создает у него определенную настроенность и способствует появлению желания есть, улучшает аппетит. Кстати, если садик, куда ходи ваш малыш действительно хорош, то там обязательно обучают даже самых маленьких накрывать на стол, а не просто держать вилку.
5. Никогда не давайте между кормлениями (например, во время прогулки) или перед ними различные сладости и мучное, даже сладкий чай, так как они снимают возбудимость пищевого центра.
Волкова Ирина
http://la-vida.ru