
 Папенька  поставил на стол табакерку. "Поди-ка сюда, Миша, посмотри-ка", —
 сказал  он.  Миша  был  послушный  мальчик; тотчас оставил игрушки и подошел к
 папеньке.   Да   уж  и  было  чего  посмотреть!  Какая  прекрасная  табакерка!
 пестренькая,  из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой,
 третий,  четвертый, — и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а
 деревья-то  также  золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встает
 солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.
     — Что это за городок? — спросил Миша.
     — Это городок Динь-Динь, — отвечал папенька и тронул пружинку…
     И  что же? Вдруг, невидимо где, заиграла музыка. Откуда слышна эта музыка,
 Миша не мог понять: он ходил и к дверям — не из другой ли комнаты? и к часам —
 не в часах ли? и к бюро, и к горке; прислушивался то в том, то в другом месте;
 смотрел  и  под  стол…  Наконец  Миша  уверился,  что  музыка точно играла в
 табакерке.  Он  подошел  к  ней,  смотрит,  а из-за деревьев солнышко выходит,
 крадется  тихонько  по  небу,  а  небо и городок всё светлее и светлее; окошки
 горят  ярким огнем, и от башенок будто сияние. Вот солнышко перешло через небо
 на другую сторону, всё ниже да ниже, и наконец за пригорком совсем скрылось; и
 городок  потемнел, ставни закрылись, и башенки померкли, только ненадолго. Вот
 затеплилась  звездочка,  вот  другая,  вот  и  месяц  рогатый  выглянул  из-за
 деревьев,  и в городке стало опять светлее, окошки засеребрились, и от башенок
 потянулись синеватые лучи.
     — Папенька! папенька! нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!
     — Мудрено, мой друг: этот городок тебе не по росту.
     — Ничего,  папенька,  я такой маленький; только пустите меня туда; мне так
 бы хотелось узнать, что там делается…
     — Право, мой друг, там и без тебя тесно.
     — Да кто же там живет?
     — Кто там живет? Там живут колокольчики.
     С этими словами папенька поднял крышку на табакерке, и что же увидел Миша?
 И  колокольчики,  и  молоточки  и валик, и колеса… Миша удивился: "Зачем эти
 колокольчики?  зачем  молоточки?  зачем  валик с крючками?" — спрашивал Миша у
 папеньки.
     А  папенька  отвечал:  "Не скажу тебе, Миша; сам посмотри попристальнее да
 подумай: авось-либо отгадаешь. Только вот этой пружинки не трогай, а иначе все
 изломается".
     Папенька вышел, а Миша остался над табакеркой. Вот он сидел-сидел над нею,
 смотрел-смотрел, думал-думал, отчего звенят колокольчики?
     Между  тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то
 цепляется  за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого.
 Вот  Миша  смотрит:  внизу  табакерки  отворяется дверца, и из дверцы выбегает
 мальчик  с  золотою  головкою и в стальной юбочке, останавливается на пороге и
 манит к себе Мишу.
     "Да отчего же, — подумал Миша, — папенька сказал, что в этом городке и без
 меня тесно? Нет, видно, в нем живут добрые люди, видите, зовут меня в гости".
     — Извольте, с величайшею радостью!
     С  этими  словами Миша побежал к дверце и с удивлением заметил, что дверца
 ему  пришлась  точь-в-точь  по росту. Как хорошо воспитанный мальчик, он почел
 долгом прежде всего обратиться к своему провожатому.
     — Позвольте узнать, — сказал Миша, — с кем я имею честь говорить?
     — Динь-динь-динь,  -отвечал  незнакомец,  -я  мальчик-колокольчик,  житель
 этого  городка.  Мы  слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и
 потому   решились   просить   вас   сделать   нам   честь  к  нам  пожаловать.
 Динь-динь-динь, динь-динь-динь.
     Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и они пошли.
 Тут Миша заметил, что над ними был свод, сделанный из пестрой тисненой бумажки
 с  золотыми краями. Перед ними был другой свод, только поменьше; потом третий,
 еще  меньше;  четвертый,  еще меньше, и так все другие своды — чем дальше, тем
 меньше,  так  что  в  последний,  казалось,  едва  могла  пройти  головка  его
 провожатого.
     — Я  вам  очень благодарен за ваше приглашение, — сказал ему Миша, — но не
 знаю, можно ли будет мне им воспользоваться. Правда, здесь я свободно прохожу,
 но  там,  дальше,  посмотрите, какие у вас низенькие своды, — там я, позвольте
 сказать  откровенно, там я и ползком не пройду. Я удивляюсь, как и вы под ними
 проходите.
     — Динь-динь-динь!  — отвечал мальчик. — Пройдем, не беспокойтесь, ступайте
 только за мной.
     Миша  послушался.  В  самом  деле,  с  каждым  их  шагом,  казалось, своды
 подымались,  и  наши  мальчики всюду свободно проходили; когда же они дошли до
 последнего  свода,  тогда  мальчик-колокольчик попросил Мишу оглянуться назад.
 Миша  оглянулся,  и  что  же он увидел? Теперь тот первый свод, под который он
 подошел,  входя  в  дверцы,  показался ему маленьким, как будто, пока они шли,
 свод опустился. Миша был очень удивлен.
     — Отчего это? — спросил он своего проводника.
     — Динь-динь-динь!  —  отвечал  проводник,  смеясь.  —  Издали  всегда  так
 кажется. Видно, вы ни на что вдаль со вниманием не смотрели; вдали все кажется
 маленьким, а подойдешь — большое.
     — Да,  это  правда,  —  отвечал  Миша,  — я до сих пор не думал об этом, и
 оттого  вот  что  со  мною  случилось:  третьего  дня  я хотел нарисовать, как
 маменька  возле  меня играет на фортепьяно, а папенька на другом конце комнаты
 читает  книжку.  Только  этого мне никак не удалось сделать: тружусь, тружусь,
 рисую  как  можно  вернее,  а  все на бумаге у меня выйдет, что папенька возле
 маменьки сидит и кресло его возле фортепьяно стоит, а между тем я очень хорошо
 вижу,  что  фортепьяно  стоит возле меня, у окошка, а папенька сидит на другом
 конце,  у  камина.  Маменька  мне  говорила,  что  папеньку надобно нарисовать
 маленьким,  но я думал, что маменька шутит, потому что папенька гораздо больше
 ее  ростом;  но  теперь  вижу,  что она правду говорила: папеньку надобно было
 нарисовать  маленьким,  потому  что  он сидел вдалеке. Очень вам благодарен за
 объяснение, очень благодарен.
     Мальчик-колокольчик  смеялся изо всех сил: "Динь-динь-динь, как смешно! Не
 уметь рисовать папеньку с маменькой! Динь-динь-динь, динь-динь-динь!"
     Мише  показалось досадно, что мальчик-колокольчик над ним так немилосердно
 насмехается, и он очень вежливо сказал ему:
     — Позвольте  мне  спросить  у  вас:  зачем вы к каждому слову всё говорите
 "динь-динь-динь"?
     — Уж у нас поговорка такая, — отвечал мальчик-колокольчик.
     — Поговорка?  — заметил Миша. — А вот папенька говорит, что очень нехорошо
 привыкать к поговоркам.
     Мальчик-колокольчик закусил губы и не сказал больше ни слова.
     Вот  перед  ними еще дверцы; они отворились, и Миша очутился на улице. Что
 за  улица!  Что  за  городок! Мостовая вымощена перламутром; небо пестренькое,
 черепаховое;  по небу ходит золотое солнышко; поманишь его, оно с неба сойдет,
 вкруг  руки  обойдет  и опять поднимается. А домики-то стальные, полированные,
 крытые    разноцветными    раковинками,    и    под   каждою   крышкою   сидит
 мальчик-колокольчик с золотою головкою, в серебряной юбочке, и много их, много
 и все мал мала меньше.
     — Нет,  теперь  уж  меня  не  обманут, — сказал Миша. — Это так только мне
 кажется издали, а колокольчики-то все одинакие.
     — Ан  вот  и  неправда,  — отвечал провожатый, — колокольчики не одинакие.
 Если  бы  все  были  одинакие,  то  и звенели бы мы все в один голос, один как
 другой;  а  ты  слышишь,  какие  мы песни выводим. Это оттого, что, кто из нас
 побольше, у того и голос потолще. Неужели ты и этого не знаешь? Вот видишь ли,
 Миша,  это  тебе  урок: вперед не смейся над теми, у которых поговорка дурная;
 иной  и  с  поговоркою,  а  больше  другого  знает,  и  можно от него кое-чему
 научиться.
     Миша,   в   свою   очередь,   закусил   язычок.   Между  тем  их  окружили
 мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали.
     — Весело  вы живете, — сказал им Миша, — век бы с вами остался. Целый день
 вы  ничего  не  делаете,  у  вас ни уроков, ни учителей, да еще и музыка целый
 день.
     — Динь-динь-динь! — закричали колокольчики. — Уж нашел у нас веселье! Нет,
 Миша, плохое нам житье. Правда, уроков у нас нет, да что же в том толку? Мы бы
 уроков  не  побоялися. Вся наша беда именно в том, что у нас, бедных, никакого
 нет  дела;  нет  у  нас  ни книжек, ни картинок; нет ни папеньки, ни маменьки;
 нечем  заняться;  целый  день  играй  да играй, а ведь это, Миша, очень, очень
 скучно. Поверишь ли? Хорошо наше черепаховое небо, хорошо и золотое солнышко и
 золотые  деревья;  но  мы,  бедные,  мы насмотрелись на них вдоволь, и все это
 очень  нам  надоело;  из  городка  мы  — ни пяди, а ты можешь себе вообразить,
 каково целый век, ничего не делая, просидеть в табакерке, и даже в табакерке с
 музыкою.
     — Да, — отвечал Миша, — вы говорите правду. Это и со мной случается: когда
 после  ученья  примешься  за  игрушки, то так весело; а когда в праздник целый
 день  все  играешь  да  играешь,  то к вечеру и сделается скучно; и за ту и за
 другую  игрушку  примешься  —  всё  не мило. Я долго не понимал; отчего это, а
 теперь понимаю.
     — Да, сверх того, на нас есть другая беда, Миша: у нас есть дядьки.
     — Какие же дядьки? — спросил Миша.
     — Дядьки-молоточки, -отвечали колокольчики, — уж какие злые! то и дело что
 ходят  по  городу да нас постукивают. Которые побольше, тем еще реже "тук-тук"
 бывает, а уж маленьким куда больно достается.
     В  самом  деле,  Миша  увидел,  что  по  улице  ходили какие-то господа на
 тоненьких  ножках,  с  предлинными носами и шептали между собою: "тук-тук-тук!
 тук-тук-тук!    поднимай!    задевай!   тук-тук-тук!".   И   в   самом   деле,
 дядьки-молоточки  беспрестанно  то  по тому, то по другому колокольчику тук да
 тук,  индо бедному Мише жалко стало. Он подошел к этим господам, очень вежливо
 поклонился им и с добродушием спросил, зачем они без всякого сожаления колотят
 бедных мальчиков. А молоточки ему в ответ:
     — Прочь  ступай,  не  мешай!  Там  в палате и в халате надзиратель лежит и
 стучать нам велит. Все ворочается, прицепляется. Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!
     — Какой это у вас надзиратель? — спросил Миша у колокольчиков.
     — А  это господин Валик, — зазвенели они, — предобрый человек, день и ночь
 с дивана не сходит; на него мы не можем пожаловаться.
     Миша — к надзирателю. Смотрит: он в самом деле лежит на диване, в халате и
 с боку на бок переворачивается, только все лицом кверху. А по халату-то у него
 шпильки,  крючочки  видимо-невидимо;  только что попадется ему молоток, он его
 крючком   сперва   зацепит,   потом  спустит,  а  молоточек-то  и  стукнет  по
 колокольчику.
     Только что Миша к нему подошел, как надзиратель закричал:
     — Шуры-муры!  кто  здесь  ходит? кто здесь бродит? Шуры-муры? кто прочь не
 идет? кто мне спать не дает? Шуры-муры! шуры-муры!
     — Это я, — храбро отвечал Миша, — я — Миша…
     — А что тебе надобно? — спросил надзиратель.
     — Да  мне  жаль бедных мальчиков-колокольчиков, они все такие умные, такие
 добрые,  такие  музыканты,  а  по  вашему  приказанию  дядьки  их беспрестанно
 постукивают…
     — А  мне  какое  дело,  шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки
 стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, все на диване лежу и
 ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры…
     — Ну,  многому же я научился в этом городке! — сказал про себя Миша. — Вот
 еще  иногда  мне  бывает  досадно,  зачем надзиратель с меня глаз не спускает.
 "Экой  злой!  — думаю я. — Ведь он не папенька и не маменька; что ему за дело,
 что  я  шалю?  Знал бы, сидел в своей комнате". Нет, теперь вижу, что бывает с
 бедными мальчиками, когда за ними никто не смотрит.
     Между  тем  Миша  пошел  далее  —  и остановился. Смотрит, золотой шатер с
 жемчужною  бахромою; наверху золотой флюгер вертится, будто ветряная мельница,
 а  под  шатром  лежит  царевна  Пружинка  и,  как  змейка,  то  свернется,  то
 развернется  и  беспрестанно  надзирателя  под  бок  толкает. Миша этому очень
 удивился и сказал ей:
     — Сударыня царевна! Зачем вы надзирателя под бок толкаете?
     — Зиц-зиц-зиц,  —  отвечала  царевна.  —  Глупый  ты  мальчик,  неразумный
 мальчик.  На все смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы
 не  вертелся;  кабы  валик  не  вертелся,  то  он за молоточки бы не цеплялся,
 молоточки  бы  не  стучали;  кабы  молоточки  не  стучали,  колокольчики бы не
 звенели;  кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц. Мише
 захотелось  узнать,  правду  ли  говорит  царевна.  Он  наклонился и прижал ее
 пальчиком — и что же?
     В  одно  мгновение  пружинка  с  силою развилась, валик сильно завертелся,
 молоточки  быстро  застучали, колокольчики заиграли дребедень и вдруг пружинка
 лопнула.  Все  умолкло,  валик  остановился,  молоточки попадали, колокольчики
 свернулись  на  сторону,  солнышко  повисло,  домики  изломались… 
 Тогда Миша вспомнил,  что  папенька  не  приказывал  ему трогать пружинку, испугался и…
 проснулся.
     — Что во сне видел, Миша? — спросил папенька.
     Миша  долго не мог опамятоваться. Смотрит: та же папенькина комната, та же
 перед ним табакерка; возле него сидят папенька и маменька и смеются.
     — Где  же мальчик-колокольчик? Где дядька-молоточек? Где царевна Пружинка?
 — спрашивал Миша. — Так это был сон?
     — Да, Миша, тебя музыка убаюкала, и ты здесь порядочно вздремнул. Расскажи
 же нам по крайней мере что тебе приснилось!
     — Да  видите, папенька, — сказал Миша, протирая глазки, — мне все хотелось
 узнать,  отчего  музыка  в  табакерке  играет;  вот я принялся на нее прилежно
 смотреть  и  разбирать,  что  в ней движется и отчего движется; думал, думал и
 стал уже добираться, как вдруг, смотрю, дверка в табакерку растворилась… Тут
 Миша рассказал весь свой сон по порядку.
     — Ну,  теперь  вижу, — сказал папенька, — что ты в самом деле почти понял,
 отчего  музыка  в  табакерке играет; но ты это еще лучше поймешь, когда будешь
 учиться механике.
