На моем профессиональном горизонте все чаще появляются семьи, у которых есть все возможности не водить ребенка в садик. Или жена совершенно не рвется работать даже "для души", а муж в состоянии обеспечить семью. Или бабушка готова посвятить себя внуку, или у родителей есть деньги на няню. Но… ребенка с трех-четырех лет все равно отдают в детский сад. Но малыш садик не любит, по утрам хнычет, жалуется, что его обижают, просится хоть немножко побыть дома. А другой идет без возражений, но часто болеет. А третий стал нервным, раздражительным, агрессивным. Я уж не говорю про гиперактивных детей, которых сейчас, к сожалению, все больше и больше. Для них детский сад — совершенно непосильная психологическая нагрузка. Но, когда заводишь об этом разговор, нередко наталкиваешься на стену…
Безмамные мамы
Впервые я задумалась над природой такого сопротивления несколько лет назад, когда ко мне на консультацию пришла молодая пара с мальчиком четырех с половиной лет. Сева жался к маме, прятал лицо в ее коленях, наотрез отказался пройти без родителей в соседнюю комнату посмотреть игрушки.
— Он всегда так себя ведет? — спросила я.
— С чужими — да. Когда освоится, будет, конечно, пораскованнее, но вообще-то он у нас очень зажатый. Ходить никуда не любит, даже не прогулку не вытащишь. Детей боится, взрослых — тоже.
Я была абсолютно уверена, что этого ребенка родителям и в голову не приходило определить в детский садик. Но ошиблась! В сад Сева пошел с трех лет. Полгода, правда, почти все время болел. А когда выходил "в свет", то целыми днями сидел на стуле, не реагируя на призывы поиграть с детьми. Теперь на стуле уже не сидит, но детей по-прежнему сторонится.
— Они для него слишком шумные, кричат, дерутся, а он этого не понимает, — сказала мама. — Но хотя бы истерик, как прежде, не закатывает при расставании — и то хорошо.
Привели Севу с жалобами на утомляемость, рассеянное внимание, плаксивость, капризы и ночное недержание мочи (энурез). Причем в два с половиной года, до сада, никакого энуреза у ребенка не наблюдалось. С ним тогда вообще не было проблем: тихий, спокойный, покладистый мальчик. Чужих побаивался, но не так, как сейчас. Он даже с детьми немного играл, теперь же и слышать ни о ком не желает.
Все это было очень похоже на психотравму, нанесенную ребенку ранним отрывом от семьи. О чем, говоря по правде, вполне можно было догадаться самим, без консультации специалиста. Но мама с папой не хотели видеть очевидного.
— Забрать из сада?! — ужаснулась мама. — Но… Где ему тогда учиться общению? Нет, он у нас совсем одичает.
Хотя именно в садике, а не дома Сева растерял даже те небольшие навыки общения, которые ему удалось приобрести до трех лет.
— А подготовка к школе? — возразил папа. — Мы не в состоянии научить его всему тому, чему учат в детском саду.
Хотя внимание у Севы рассеивалось как раз в саду, при нервном перенапряжении. И до школы оставалось еще два с половиной года, для дошкольника огромный срок. Да и чему уж такому особенному учат в детском саду? Почему людям с высшим образованием (техническим и гуманитарным) не под силу освоить эту премудрость? И как еще недавно бабушки безо всякого высшего образования вполне успешно учили своих внучат-дошкольников читать и считать? А некоторые учат и до сих пор…
На эти и другие вопросы ответа у родителей не нашлось, но было понятно, что они и не собираются их искать. Главный вопрос был решен давно. Окончательно и бесповоротно. Сева в сад ходить будет при любых обстоятельствах, потому что БЕЗ САДА ПРОСТО НЕЛЬЗЯ. Случай был настолько яркий, а родительское сопротивление так откровенно иррационально, что мысль о подсознательных механизмах этого сопротивления напрашивалась сама собой.
На уровне сознания возразить было нечего. Но подсознание нашептывало прямо противоположное, и его шепот оказывался сильнее. Почему?
Лет 30 назад в Америке поставили опыт: у обезьян отняли детенышей, выкормили их и принялись наблюдать, как они будут воспитывать своих малышей. Оказалось, что "безмамные мамы" (так ученые прозвали этих обезьян) не умеют ухаживать за детенышами и не испытывают к ним материнских чувств, поскольку в своем детстве не имели перед глазами образца материнской заботы. У них в памяти запечатлены совсем другие ранние образы (импринтинги). По тем же причинам и многие детдомовцы, вырастая, испытывают серьезные трудности в построении семьи. Нынешние молодые родители, конечно, не детдомовцы и уж тем более не обезьяны, но это первое поколение, которое массово посещало детские сады.
— Мы же ходили в сад — и ничего, выросли! — рассуждают они позабыв, как частенько бывает, о своих детских огорчениях и обидах. И им трудно себе представить, как можно обойтись без садика, потому что коллективное воспитание для них — импринтинг. А ранние впечатления очень прочно укореняются в подсознании. Мы их вроде бы не помним, не осознаем, но они никуда не делись и, как серые кардиналы, незримо управляют нашими представлениями и чувствами.
Главное — домашний мир и покой
А между тем опытные врачи и педагоги говорят о том, что ребенку-дошкольнику нужнее всего материнская забота и теплый (прежде всего психологически), уютный дом, спокойная, доброжелательная атмосфера в семье. В такой обстановке он расцветает и нормально развивается. Вообще-то умные люди предупреждали об этом больше ста лет назад, когда детские сады только-только начали появляться. "Как бы ни были рациональны в них занятия и игры детей, — писал известнейший русский педагог К.Д.Ушинский, — они могут вредно подействовать на ребенка, если он проводит в них большую часть дня. Как ни умно то занятие или та игра, которым научат дитя в детском саду, но они уже потому дурны, что дитя не само выучилось, и чем навязчивее детский сад в этом отношении, тем они вреднее". И предупреждал, что "даже шумное общество детей, если ребенок находится в нем с утра до вечера, должно действовать вредно".
Тогда еще не оперировали терминами "психологическая нагрузка" или "стресс", но саму опасность уловили правильно. Теперь те же самые выводы делаются уже на научной основе. Пару лет назад мне довелось услышать на одной конференции выступление нашего крупнейшего врача-педиатра академика В.А. Таболина. Он говорил о вреде многих экспериментов, которые ставились в XX веке над маленькими детьми, и в том числе… о детских садах. Да-да, то, с чем мы настолько свыклись, что уже не мыслим себе без этого жизни, на самом деле эксперимент, имеющий сравнительно небольшую историю. Суть его заключалась в том, чтобы передать детей на воспитание государству. Но практика показала, что никто и ничто не может заменить ребенку матери. Хотя последствия раннего отрыва ребенка от семьи могут аукнуться гораздо позже. Например, в подростковом возрасте.
Вот очень характерный рассказ: "До школы Маша была ко мне очень привязана. Даже чересчур. Сейчас у меня сжимается сердце, когда я вспоминаю, как она просила: "Мамочка, давай я сегодня не пойду в садик. Давай немножко побудем дома, я не буду тебе мешать". Но мне тогда было не до нее. Нет, я, конечно, очень любила дочку, старалась красиво ее одевать, покупала игрушки и сладости. Но работа увлекала меня гораздо больше. Да и в личной жизни были разные переживания. Теперь Маше шестнадцать. Мы живем с ней в одной комнате, но между нами как будто невидимая перегородка. И дело уже не во мне. Я хочу наладить с ней контакт, но она меня в свой мир не пускает. Она привыкла обходиться без меня и, хотя я чувствую, что дочь одинока и страдает из-за этого, мы не можем восстановить утраченную связь. Наверное, потому что эта связь была утеряна так рано, еще не успев как следует сформироваться".
А как же общение с детьми?
Люди, мало знакомые с детской психологией, сильно преувеличивают потребность дошкольников в детском коллективе. Дети трех-четырех лет обычно играют, так сказать, рядом, но не вместе. Да и лет в пять-шесть у них еще нет друзей в том смысле, который вкладываем в это понятие мы, взрослые. Дружба малышей нестойка, ситуативна. Сегодня один друг на детской площадке, завтра — другой. Часто даже именем "друга" не удосуживаются поинтересоваться. "Как зовут мальчика, который сегодня приходил к нам в гости?" — неоднократно спрашивала я своего старшего сына (которому, между прочим, было тогда не пять, а семь или восемь лет!). "Не помню… Друг", — пожимал плечами Филипп. И назавтра приводил домой другого мальчика, а про того даже не вспоминал.
Потребность в настоящей дружбе появляется позже, а дошкольнику достаточно периодически поиграть с кем-то из сверстников, даже необязательно ежедневно. Он пока еще не вышел из круга семьи. Для него там, в семейном кругу, самые главные отношения и самое главное общение. Но сейчас часто получается наоборот. Дошкольника вырывают из семьи и на целый день погружают в детский коллектив. Хотя и взрослому-то человеку тяжело с утра до вечера находиться в чужом обществе. Что же говорить о малыше, который быстрее переутомляется, легче перевозбуждается?! Чем труднее ему общаться с детьми и взрослыми, тем осторожнее следует дозировать это общение. Иначе поведение ребенка усугубится, и трудности будут расти, как снежный ком.
А в школе как будет?
Это вопрос задают всегда. Но ведь в школе, по сравнению с детским садом, гораздо более щадящие условия. Вы удивлены? Судите сами.
Нормально общаться, обходясь без конфликтов, ссор и драк, очень многие дошкольники и младшие школьники еще не умеют. Но в детском саду малыши проводят практически целый день, а в начальной школе — всего несколько часов. При этом в школе они постоянно заняты и находятся "в свободном полете" только на переменах. В детском саду же, наоборот, целенаправленные занятия длятся недолго. Большая часть времени отводится на игры и прогулки. А воспитательница физически не в состоянии уследить за всеми, ведь детей в группе человек 20?25. Кого-то непременно начинают обижать, дразнить. Другие тоже не прочь "поддержать компанию". Поэтому чувствительному, обидчивому ребенку в саду приходится очень трудно. И требовать от него, чтобы он себя переделал, просто глупо. Гораздо умнее будет не ставить ребенка в такую тяжелую психологическую ситуацию.
Получить навыки общения, которые пригодятся ему в школе, он сможет, играя время от времени с детьми ваших приятелей или посещая пару раз в неделю какую-нибудь студию, благо их сейчас для малышей много в каждом городе.
Баба-яга не против
Из сказанного, конечно, не следует, что я вообще категорически против детских садов. Есть дети, которым сад необходим. Активным, инициативным ребятам к пяти-шести годам часто становится дома скучно. Особенно если это единственный сын или дочь, а в квартире, кроме родителей, проживают еще и бабушка с дедушкой. Ребенку хочется большей самостоятельности, старые рамки становятся для него тесны, а родные не спешат их расширить.
Один мой маленький знакомый, психологически вполне дозревший до детского коллектива, но томившийся дома, потому что мама боялась отдать его в садик, тиранил ее и деда, как самый натуральный деспот. А заодно еще и "гонял" попугая (так мама метко охарактеризовала его метод дрессировки, поскольку, когда Саша не знал, чем заняться, он тыкал в птаху карандашом, заставляя ее метаться из одного угла клетки в другой.) Такое "лидерство", естественно, не радовало ни маму, ни дедушку, ни попугая, ни самого Сашу. Когда мальчика отдали в детский сад, его поведение нормализовалось.
Принят по собственному желанию
Но самым главным критерием при решении вопроса, устраивать ли ребенка в детский сад, на мой взгляд, должно быть его желание. (При условии, конечно, что обстоятельства позволяют сделать этот выбор.) Все-таки это еще не "работа", как часто внушают ребенку взрослые. Он еще успеет в своей жизни потянуть лямку, пусть хоть немного насладится детством. А дети, которые ходят в садик с удовольствием, тоже встречаются. Хотя и не так часто, как хочется верить родителям.
Детсадовский опыт моего старшего сына был крайне неудачным. Хронический отит, полученный в результате постоянных простуд, чуть было не кончился глухотой. Поэтому дочку я определять в сад не собиралась. Но в три года она буквально вынудила меня пойти в РОНО за направлением, каждый день ныла и просилась "к детишкам".
"Но ведь меня в садике не будет!" — стращала я ее. "Ничего!" — бодро отвечала она. "Тебе придется спать днем", — грозно предупреждала я. Она и на это была согласна, хотя про дневной сон дома забыла уже в два года. Короче, я сдалась.
Когда Кристина в первый раз не заплакала при расставании со мной, воспитательница решила, что это обычная история: ребенок еще не разобрался в ситуации. Но когда и спустя неделю дочка спокойно отпускала меня, не обращая внимания на рев других трехлеток, мне было сказано, что ребенок у меня уникальный. А ведь на самом деле ничего уникального в Кристине не было. Просто она осуществила свою мечту. А если бы я навязывала ей сад насильно, и рев был бы, и болезни. А так она ни разу даже ОРЗ не болела!
Татьяна ШИШОВА, психолог
статья с сайта издательского дома "Аргументы и Факты"
Очень толковая статья ,спасибо!!!