Мы все учились понемногу… а наши дети?

 

Опять про ЕГЭ

Начать разговор о проблемах школьного образования будет уместно с единого госэкзамена, вокруг которого сегодня ломается столько копий.
Принято считать, что именно результаты ЕГЭ отражают конкурентоспособность выпускников и их готовность к поступлению в вузы. Но практика показывает, что результаты эти зачастую весьма условны.
Более того, тестирование может сыграть с учеником злую шутку. Сторонники ЕГЭ утверждают, что он позволяет снизить уровень стресса, испытываемого ребенком на экзамене. На деле все наоборот, дети вообще очень ранимы и возбудимы, а здесь они попадают в незнакомую обстановку, в окружение чужих людей, где остаются один на один с тестами, подчас некорректными. В такой обстановке и взрослому трудно собраться. Поэтому плохой результат ЕГЭ может быть всего лишь следствием перенесенного ребенком стресса.
Выход из ситуации очень прост — единый госэкзамен должен быть добровольным, сохраняя право ученика на выбор традиционной формы оценки своих знаний.
Кстати, к таким же выводам пришла комиссия Совета Федерации РФ, проверявшая в прошлом году результаты проведения ЕГЭ в Ивановской области.
Примечательно также, что стресс начинает накапливаться по мере приближения экзамена и может быть обусловлен «натаскиванием» детей на сдачу тестов, практикуемом во многих школах. То есть эффект получается прямо противоположный, о чем говорят цифры. По пути от 9-го к 11-му классу треть школьников теряет уверенность в своих силах, а практически каждый десятый вообще начинает сомневаться в своих перспективах.
По мнению Павла Астахова, уполномоченного при Президенте России по правам ребенка, к сдаче экзаменов учеников должны готовить не только педагоги, но также психологи.

Итак, наш первый вывод – конкурентоспособный выпускник должен быть психологически готов к предстоящим испытаниям. Свобода выбора.

Предметы по выбору.

Экспериментам и опытам несть числа, но мы подчас забываем, что проводятся они над живыми людьми, которым в самом ближайшем будущем предстоит составить цвет отечественной науки и культуры. Например, очень часто сейчас можно услышать, что каждый школьник должен изучать только те предметы, к которым он проявляет явные способности. Но кто и в какой момент определит эти наклонности у ребенка?
Однозначно говорить о явных склонностях ученика, например, к изучению точных или гуманитарных наук можно только в старших классах, и даже тогда нельзя делать резких движений в ту или иную сторону.
Уровень базовой школьной подготовки должен быть достаточно высок, чтобы будущий выпускник имел возможность после школы продолжать обучение по любой специальности и в любом вузе. Вообще окончательно определяться с будущей профессией ребенку и его родителям следует в последний год школьного обучения. И это ничуть не усложнит подготовку к вступительным экзаменам, полученное «советское» образование полноценно: проверено, что получившие его выпускники продолжают обучение в институтах.
Конечно, это не означает, что в более раннем возрасте нужно подавлять наклонности ребенка. Однако не следует и намеренно сужать его кругозор. Это то, что принято называть классическим образованием, которое должен получить каждый всесторонне развитый человек.
А для того, чтобы удовлетворить индивидуальные потребности ученика в углубленном изучении какой-либо дисциплины, существует профильность обучения, элективные курсы, проектная деятельность. Кроме того, детей нужно учить творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу. Конечно, это требует индивидуального подхода к каждому ребенку.

Что думают в институте

Примечательно, что подобной точки зрения придерживаются и педагоги высшей школы. «Не секрет, что многие выпускники, планирующие продолжение обучения в вузе и определившиеся с его выбором, концентрируют свои усилия на изучении тех предметов, которые им нужны при поступлении, – говорит старший преподаватель Московского государственного индустриального университета Игорь Павлов. – Причем подготовка по этим предметам носит весьма интенсивный характер: нанимаются репетиторы, посещаются подготовительные курсы, штудируется специальная литература. Остальные же дисциплины изучаются в той лишь мере, чтобы получить по ним в итоге положительные отметки. Стратегическая ошибка, допускаемая большинством из выпускников (и прежде всего их родителями), заключается в том, что они готовятся именно к поступлению в институт, а не к обучению в нем. В результате многие успешные абитуриенты покидают институт, в который они поступили, уже после первой сессии». Одну из причин сложившейся ситуации специалист видит в том, что будущие абитуриенты не всегда представляют себе, с чем им придется столкнуться в процессе обучения в вузе, какие дисциплины и в каком объеме предстоит изучать. Именно для решения этой проблемы и существует такое направление в деятельности школ, как профориентация. К сожалению, зачастую она ограничивается редкими формальными мероприятиями, вызывающими у учеников лишь скуку.

Итак, современная школа должна давать детям полноценное и разностороннее образование, обеспечивая при этом возможности для развития индивидуальных способностей каждого ученика. Не следует забывать и о психологической работе с учащимися, а также профориентации. И тогда вчерашние школьники смогут с успехом продолжить обучение по любой выбранной специальности. При этом абсолютно все дети должны иметь доступ к такому образованию бесплатно. Иначе провороним множество новых Ломоносовых.