Меня давно волновала проблема НЕНОРМАЛЬНОСТИ происходящих в нашем обществе явлений — ненормальности семейных отношений между мужчинами и женщинами, родителями и детьми, в результате которых наши современные мужчины кочуют из семьи в семью, от одной женщины к другой, а дети растут сиротами при живом отце… Похоже, нигде, ни в одной стране мира с официально принятой системой моногамии (а именно вступления в брак одного мужчины и одной женщины) нет такого изобилия уродливых, ненормальных семейных отношений.
И психологи, и педагоги, и представители общественности уныло констатируют факт, что в нашем российском обществе детей от пеленок и до более взрослого возраста воспитывают в основном женщины — ясли, детские садики, школы и даже вузы укомплектованы педагогическими коллективами, состоящими из одних женщин. Учитывая неблагополучие большинства наших семей и в них зачастую воспитанием детей (и мальчиков, и девочек) занимаются исключительно женщины.
Выросшая в эпоху бесполого равноправного социализма, по настоящему впервые я столкнулась с потрясающей разницей мужского и женского отношения к миру на занятиях в литературном объединении. Вдруг с неожиданной зримой обнаженностью передо мной предстала разница в написании прозаических произведений мужчинами и женщинами. Иногда мы устраивали литературную угадайку — читали чей-нибудь рассказ или отрывок из повести не называя имени автора. Так вот, пол неизвестного автора совершенно точно можно было угадать после первых трех абзацев.
Когда начинает проявляться разница в поведении между мужчиной и женщиной?
Давайте вспомним Ветхий завет — царица Савская пожелала проверить, настолько ли мудр и умен царь Соломон, как об этом говорят, и загадала иудейскому царю несколько загадок. Соломон принял вызов и с честью прошел через предложенные испытания.
Одна из загадок царицы Савской была очень любопытна: в покои царя привели 100 совершенно одинаково одетых детей в том возрасте, когда внешне девочки совершенно не отличаются от мальчиков, и попросили Соломона отгадать, кто есть кто, не раздевая детей. Мудрый царь приказал внести в залу сосуды с водой и попросил детей вымыть руки и умыться. Девочки вели себя как истинные взрослые женщины, они были аккуратны и осторожны, зато мальчишки начали дурачиться и шалить, брызгать водой, и царь Соломон безошибочно отделил мальчиков от девочек.
Психологам удалось определить в каком возрасте и в чем именно проявляется основное поведенческое различие между мальчиками и девочками: когда ребенок начинает самостоятельно ползать (это возраст пять-семь месяцев) маленький мальчик, наткнувшись на препятствие, начинает злиться, кричать, но тем не менее стремится САМОСТОЯТЕЛЬНО преодолеть преграду. Маленькая девочка, наткнувшись на преграду, НЕ ПЫТАЕТСЯ ее преодолеть: она громко плачет, призывая на помощь маму, которая поможет девочке преодолеть препятствие.
Почувствовали разницу?
А теперь давайте еще и вспомним в этом конкретном случае реакцию на детский плач родителей ребенка.
МАТЬ: Надо срочно помочь ребенку!
ОТЕЦ: Подожди! Он сам сможет справиться!
Вспоминаю потрясающий случай из жизни — еду в плацкартном вагоне скорого поезда. Как всегда в плацкарте — у тебя в поле зрения все соседи из ближайших трех-четырех отсеков. Ко мне подходит молодой парень с побелевшим лицом и трясущимися руками (как позже выяснилось, ему было всего двадцать три года) и просит корвалол или валокардин. Я не вожу с собой лекарств — пока здоровье это позволяет, но, как истинно советский человек, спешу помочь советом, интересуюсь у парня, спрашивал ли он лекарства у проводницы. Нет конечно, до проводницы парень не дошел (в голову не пришло), и мы вместе с ним идем в купе проводников. У проводницы лекарств почему-то тоже нет, но она развивает бурную деятельность, идет по всему вагону и наконец находит корвалол у миловидной женщины лет тридцати. Парень с жадностью пьет сдобренную лекарством воду — аж зубы стучат по кромке стакана. Выглядит он крайне странно, и я негромко высказываю вслух свои сомнения: «А ему поможет корвалол? Это у него не наркотическая ломка?».
Проводница (дама прямая и без излишней стеснительности) спрашивает незадачливого пассажира:
— А ты, парень, часом не наркоман?
Тот испуганно отвечает:
— Да нет, я не наркоман, я просто водку пью каждый день четвертую неделю, вот, сердце у меня и прихватило! — и с ужасом добавляет: — А вы что, думаете, корвалол уже не поможет?
— Поможет, поможет! — успокаивает его хозяйка лекарства. — Да, двадцать дней подряд пить, какое же сердце выдержит!
— Ой! А может мне это… Чего-нибудь такого выпить, чтоб это… Сразу каюк и не мучиться, а? — продолжает парень.
— Выкинь эту дурь из головы! Придумал — каюк, чтоб не мучиться! Очухаешься, поживешь еще! Господи, как мне эти пьяницы на работе надоели, я работаю медсестрой в наркологическом диспансере, так и в дороге от них покоя нет! И какие же они все одинаковые, чуть проблема, так им сдохнуть легче, только чтобы проблем не решать, боль не терпеть! У нас в райцентре полкладбища таких, как этот, в земле уже лежит! И что характерно, все как правило, единственные сыночки одиноких мамочек. У нас ведь в обществе все наоборот, у нас не принято девочек жалеть, девочек принято очень жестко воспитывать — не смей хныкать, ты все должна уметь делать сама, учись, работай, решай проблемы… А мальчиков наоборот, мамочки воспитывают мальчиков очень нежными. У парня случилась проблема, он ее решает, не знает, что делать, а мамочка стаканчик ему под нос — выпей сыночек, забудься, все будет хорошо, я что-нибудь придумаю… Мамочка один раз сыну не дала проблему решить, второй раз… А на третий он уже и не пытается ничего решать, хватается за бутылку и море ему по колено…
Мне сразу вспомнилась недавно подмеченная сцена (тоже из жизни).
На катере собрались дайверы (аквалангисты), что собираются заняться погружениями в теплых водах Красного моря. Катер направляется к заповеднику Рас-Мохаммед. Январь месяц, на море волнение несколько баллов, холодный пронзительный ветер, у большинства пассажиров позеленевшие лица — явные признаки морской болезни. На носу судна треугольный, покрытый искусственной коричневой кожей диван, который оккупировал плотный россиянин лет сорока пяти. На мужчине махровый белый халат, прихваченный из номера отеля — одежка не по погоде, большинство публики едет в спортивных костюмах и куртках. К мужчине пытается прильнуть сынишка, мальчик лет шести-семи, трогательно одетый в такой же белый халатик.
— Нечего мне ныть! Холодно ему! И пошел отсюда вон, чтоб я не видел, как ты блевать будешь! — кричит отец сыну.
Не скрою, стиль общения отца с сыном мне показался незаслуженно суровым. Я стопроцентно уверена, что если бы рядом с мальчиком на этом диване была мама, то она бы стала мальчика утешать, жалеть, прижала бы его к себе, прикрыла бы своим халатом… Но помню, что у меня тут же возникла мысль, что у этого мальчишки, если он попадет служить в армию, проблем с дедовщиной не будет, отец с пеленок приучил его, что быть слабым и быть нытиком бессмысленно и бесполезно, никаких дивидендов не сорвешь, ни жалости, ни помощи не дождешься, этот мальчишка знает, что трудности нужно перетерпеть или преодолеть.
Кстати, это только у нас в стране придумано движение солдатских матерей. Наши мамы всегда мамы — мы и в армию помчимся сыночков защищать. Хотя, если бы наши отцы додумались создать движение солдатских отцов, то это движение функционировало совершенно иначе: отцы бы не мчались в армию защищать сыночков от дедовщины и тягот армейской жизни. Они бы дома ГОТОВИЛИ сыновей к армейской службе: занимались физической подготовкой и передавали свой житейский опыт поведения в кризисных ситуациях и разрешения конфликтов.
В душе каждого мальчишке самой природой заложена огромная тяга к мужскому общению со взрослым мужчиной — и не важно, кто именно это будет, старший брат, дедушка, отец, спортивный тренер или дворовый авторитет.
Ни одна женщина не способна удовлетворить эту тягу к мужскому общению. И если мужское общение по каким-либо причинам не сложилось, мальчик не сумел заполучить необходимую ему долю мужского общения и мужского воспитания, случается то, что случается: мальчик либо вовсе лишается мужского воспитания и из него вырастает изнеженное рафинированное женоподобное существо, либо мальчик подпадает под криминальное влияние улицы и получает мужское воспитание в самой жесткой и извращенной форме.
Наше общество до сих пор не осознало ни важность, ни ценность, ни незаменимость нормального мужского воспитания мальчиков взрослыми мужчинами.
Когда я думаю, почему величайшими мыслителями конца девятнадцатого — начала двадцатого столетья практически не затрагивалась проблема мужского воспитания (то, что мужчину должен воспитывать мужчина), то нахожу этому весьма банальное объяснение: перед ними проблема отсутствия мужского воспитания не стояла — они выросли в традиционном обществе, где еще присутствовали нормальные отцы, и где еще в школах и вузах в основном преподавали мужчины.
Судя по попадающим на наш телеэкран развлекательным фильмам, проблема мужского воспитания перед теми же американцами не стоит — в большинстве фильмов одна из сюжетных линий обязательно затрагивает проблему «отцов и детей» — взрослые сыновья из кожи вон лезут, чтобы доказать отцам, что они — настоящие мужчины.
А появившиеся на наших экранах «Крестный отец» или «Санта Барбара» так и вовсе их американские образцы семейных отношений с главенствующей ролью ОТЦА.
Зато в российских сериалах кочующий сюжет — инфантильный вьюноша нечаянно узнает, что у него растет ребенок, и неуклюже пытается наладить отношения с матерью ребенка и собственно наследником. Прогресс — мы переняли у американцев тягу к хэппи-энду, и в конце фильма все хорошо и наш герой все-таки женится.
Исторический факт: в конце второй мировой войны в обескровленной Германии Гитлер постоянно обращался к женщинам-немкам и призывал их рожать детей. «Я буду отцом ваших детей!» — обещал им фюрер. И рождение детей воспринималось обществом как исполнение важнейшей государственной задачи.
Что-то никак не могу вспомнить, чтобы с подобными речами к советским женщинам обращался отец народов. (Если приведете иные исторические факты — буду очень вам благодарна). Зато точно знаю, что аборты в послевоенное время в стране были запрещены, что вызвало всплеск женской смертности по причине криминального прерывания беременности.
Советские женщины, подчиняясь не истребленному пока еще инстинкту материнства, в сложное военное и послевоенное время тоже рожали вне брака, без отцов. Только отношение к таким женщинам и к таким детям в обществе было весьма ханжеское. За что общество в конечном итоге и поплатилось — вместо укрепления семейных уз мы получили полную неразбериху межличностных семейных отношений.
Как ведет себя мать-одиночка по отношению к своему единственному ребенку?
Строго по Фрейду: все зависит от пола ребенка.
К девочке мать относиться достаточно сдержанно и сурово, без баловства. Ну и правильно, это в библии возлюби ближнего, как самого себя, а наша женщина с детства выросла ребенком недолюбленным, существом второго сорта, а как можно любить дочь — то есть саму себя?
А к мальчику?
Как правило, мальчика мама болезненно обожает. Весь нерастраченный на мужчину-мужа-любовника пыл чувств мама обращает на сына. Сыночек получает такой заряд любви, опеки и заботы, что долгие годы он так и не сможет повзрослеть и стать нормальным мужчиной, способным содержать семью: он привык, что за него все решает мама.
Впрочем, сын воспитанный строгой суровой матерью, проживающей под одной крышей с безвольным отцом-тряпкой, по утверждению психологов, и еще более страшный вариант: если мамочкин сыночек хоть и инфантилен, но в принципе хорошо относится к женщинам вообще (женщина — она добрая мама, она ласковая, она обо мне заботиться) и не прочь жениться (вот только жить с ним из-за его избалованности крайне сложно), то сыночек, взращенный суровой властной матерью, по утверждению психологов БОИТСЯ женщин и не умеет с ними общаться (женщина — страшное безжалостное суровое существо, от которого надо держаться подальше) и, как правило, даже не способен создать семью.
Вот вам и отсутствие при живом отце мужского воспитания сына.
Из жизни: знакомая жалуется на сына. Она растила его одна (отец мальчика женился на другой женщине, хотя иногда и общался с сыном), старалась быть разумной матерью и не баловать ребенка. Парень окончил вуз, работает в банке, параллельно на паях с хорошим знакомым создал коммерческую фирму, отлично зарабатывает, нравится девушкам. «Спрашиваю сына: а почему ты не женишься на Тане?» — рассказывает она. Сын отвечает: «А зачем? Мне и так хорошо». Я его спрашиваю: «А как же семья, дети?» — «Дети? Ну, если Таня надумает рожать, я буду ей материально помогать. Ты же вырастила меня без отца, и Таня справится с ребенком без меня».
Лишенный нормального мужского воспитания, вполне успешный в деловом мире, парень не способен даже примерить на себя роль мужа и отца. Да и карьеру он предпочитает делать в женском коллективе — он боится мужской конкуренции.
Если бы наше общество по настоящему осознало проблему отсутствия мужского воспитания, и пожелало эту проблему решить, выход нашелся бы.
Моисею, чтобы вытравить из памяти народа египетское рабство, пришлось водить евреев по пустыне сорок лет — пока не выросло два поколения людей, не знавших рабства.
Большивикам для проведения электрификации, индустриализации и коллективизации, вызвавших в результате полное разрушение патриархального уклада жизни российского общества, понадобилось двадцать лет.
Адольфу Гитлеру и его пропагандистской машине для воспитания масс в духе нацистской идеологии и создания боеспособного вермахта, развязавшего вторую мировую войну, хватило всего шесть лет.
Сколько времени необходимо для изменения идеологии межличностных семейных отношений в современном Российском обществе?
Судя по приведенным примерам — от шести лет (при соответствующей государственной программе и мощной государственной поддержке) до сорока (если все пустить на самотек и посмотреть, а что же у нас в результате само собой получится)?
Думаю, что если все пустить на самотек, у нас, россиян, получиться весьма печально.
Мы не шведы, это у них, буржуев проклятых, давших миру термин «шведская семья» (то есть в нашем понимании полную сексуальную вольницу), в обыденной семейной жизни мужчина очень трепетно и нежно относится к женщине, пожелавшей рожать от него детей, хранит такой женщине верность, всячески ей помогает, и, не имея документов о законности брака, несет в семью все свои доходы и заранее переписывает на родных чад все свое имущество.
Мы же, дай нам вольницу, скатимся в какую-нибудь сверхуродливую форму матриархата.
И вот тут наши избалованные мужчины взвоют — секса у них, мужчин, будет сколько угодно, зато не будет ни любви, ни семьи, ни домашнего очага, ни уюта, ни заботы. От воспитания детей женщины их отстранят начисто, но и в своем доме жить не позволят — эдакий вариант съемного мачо на одну ночь.
Кстати, в современном мире матриархат сохранился только в Тибете. В этом обществе мужчина всегда сексуально удовлетворен, но он считается существом низшего сорта, достойным выполнять исключительно физически тяжелую грязную работу да ухаживать за свиньями.
Если верить историкам, то долгое время матриархат поддерживался в том числе и таким жестким образом: мальчикам при рождении удаляли на правой руке два пальца — большой и указательный, чтобы они никогда не могли держать оружие и заниматься охотой, и случайно не выросли мужчинами.
Впрочем, участь настоящих амазонок тоже не завидна — им приходилось выжигать правую грудь, что бы та не мешала при стрельбе из лука.
Так что, если не займемся мужским воспитанием, ничего хорошего нас впереди не ждет — на этих каруселях человечество «уже каталось» и отвергло их, как негодные.
Не верю, что создать систему мужского воспитания не возможно. Просто такую задачу общество перед собой пока не ставило. А ведь нужно всего ничего:
— осознание обществом наличия проблемы мужского воспитания,
— желание эту проблему решить,
— разработка стандартов желаемых и необходимых истинно мужских качеств,
— появление в обществе достаточного количества мужчин, которые осознали, что именно они имеют все возможности и имеют желание заниматься воспитанием мальчиков,
— реальное воспитание детей (где мужчины-воспитатели выступают в роли тренеров спортивных школ, в роли педагогов, в роли организаторов досуга — лидеров бой скаутов, пионеров или еще кого-нибудь),
— ну и, конечно, достойное вознаграждение за этот адский, увлекательный и благородный труд.
…Невольно вспоминается очередная телепередача, где функционеры от большого спорта обсуждают подготовку российских спортсменов к летней олимпиаде. Предварительный прогноз по медалям крайне любопытен: тренеры, занимающейся подготовкой к олимпиаде спортсменок- женщин гарантируют высокие результаты своих воспитанниц. Зато тренеры, отвечающие за подготовку спортсменов-мужчин в своих прогнозах очень осторожны. У них проблема, в стране с населением в 142 миллиона человек НЕТ ДОСТАТОЧНОГО КОЛИЧЕСТВА ВОЛЕВЫХ СПОРТИВНЫХ МАЛЬЧИКОВ И ЮНОШЕЙ, нацеленных на победу, на конечный результат, способных заниматься спортом так же самоотверженно, как это делают современные девочки! Укомплектовать российскую мужскую сборную некем!
Да, воистину пророческую спортивную рекламу сняли наши пиарщики для Газпрома! Помните, там нехорошие мальчики лет 10-11 останавливают маленькую пару – девочку лет девяти и ее друга-одноклассника? Пиарщики тут же показывают нам спортивный зал, где эта симпатичная хрупкая девочка в специальной одежде занимается восточными единоборствами. Финал рекламы изумителен, четко укладывается в тему мужского воспитания: девочка легко раскидывает хулиганов и с гордостью ведет своего мальчика в светлое будущее.
Автор: Раиса Елагина
http://www.proza.ru
Все правильно!Хорошая статья.