Несмотря на заверения властей, что среднее образование останется бесплатным, а учебная программа существенно не поменяется, уже в ближайшие годы российская школа трансформируется до неузнаваемости, и единой системе обучения придет конец.
В начале июня Министерство юстиции зарегистрировало новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для старшей школы. По всей стране на новую систему обучения перейдут только с 2020 года, однако отдельные школы смогут учиться по ней уже с 2013 года.
Согласно ФГОС, старшеклассник должен будет выбрать не менее девяти обязательных предметов. При этом государство гарантирует каждому учащемуся 37 бесплатных часов в неделю, а все, что он захочет изучать сверх этой нормы, бесплатным, скорее всего, не будет. Стандарты вводят и третий обязательный Единый государственный экзамен для выпускников российских школ — иностранный язык. Кроме того, помимо сдачи ЕГЭ выпускникам нужно будет подготовить индивидуальный учебный проект.
Единого мнения о ФГОС нет
Эксперты расходятся в оценке нового стандарта. По мнению некоторых из них, у детей будет получаться перекос с углубленным изучением какой-либо одной сферы знаний за счет пренебрежения другой важной областью. Не нравится специалистам и то, что за обучение предметам сверх определенной нормы придется доплачивать.
Но есть и те, которых последняя версия стандарта вполне устраивает, — особенно если ее сравнивать с предыдущей редакцией, вызвавшей много споров, хотя и они считают, что над выбором обязательных предметов еще надо поработать.
Эксперты и учителя при обсуждении первого стандарта высказывали опасения, что за дополнительные предметы старшеклассникам придется платить. Но эта вероятность сохранилась и в новых стандартах, так как новый министр Дмитрий Ливанов продолжает реформу образования своего предшественника Андрея Фурсенко.
Новый министр образования практически в каждом своем выступлении не упускает случая, чтобы заявить о том, что считает, что за образование нужно платить, как и за любую другую услугу.
Однако директор Федерального института развития образования Александр Асмолов подчеркивал, что платное образование в государственных школах — "всего лишь домыслы". "Вся мифология, что это приведет к платности — является историями для того, чтобы заняться особого рода нервной щекоткой, щекоткой общественного мнения", — уверен эксперт. По его мнению, последний стандарт "более взвешенный и продуманный", а также эффективный для учеников.
Поживем – увидим.
(Текст скопирован)