Как помочь ребенку ответить у доски.

Одна из самых стрессовых ситуаций для ребенка в школе – ответ у доски. Выступать перед оравой сверстников всегда страшновато. Есть счастливчики – прирожденные шоу-мены, которые даже из двоечного ответа сделают представление. Но таких немного. А вот для остальных – вызов к доске – это щекотание нервной системы.

Боязнь выступать у доски может быть в любом возрасте. Если не побороть ее в началке, потом будет только хуже. Прибавится  переходный возраст со всеми его выкрутасами и комплексами.

Значит пока не поздно нужно ребенка подготовить.

1

Начинайте как можно раньше! Если ваш ребенок года в два на массовых гуляниях начинает танцевать – не одергивайте его. Пусть вас не смущают взгляды окружающих. Ваш ребенок самовыражается и раз ему наплевать на толпу – это хороший знак. Если ребенок на улице поет и пением никому не мешает – пусть поет! Конечно, нормы морали прививать надо и не следует разрешать петь в трамвае или в театре во время спектакля. Сейчас речь не об этом.

Запишите ребенка в театральный кружок или в вокальную студию или… да куда угодно! Лишь бы у ребенка была возможность выступать на публике.

Ответ у доски – тоже выступление и нужно уметь хорошо себя подать.

Дошкольные тренировки помогают!

2

Приучите ребенка учить уроки. Первое время придется сидеть рядом. Устные предметы просите пересказывать. Вам, брату, папе, морской свинке. Ребенок должен быть уверен в знании материала. Начинайте с самых первых уроков. Тогда потом будет легче.

Очень часто при ответе, особенно если ребенок волнуется, его выдают дерганые жесты, незнание куда деть руки.

При домашнем пересказе заострите внимание на жестикуляции. Постарайтесь, чтобы ребенок не теребил на себе одежду, не заводил руки за спину.

Рискуете посеять истерику, но постарайтесь убедить малыша, что красивый ответ во многом зависит от красивых жестов.

Поставьте ребенка отвечать перед зеркалом. Нет лучшего слушателя и критика, чем сам ребенок.

Расскажите, что вы тоже боялись и делали странные жесты, когда были школьницей. Детям полезно знать, что и вы не идеал и вам бывает трудно и неловко.

Если руки ну никак не слушаются – посоветуйте ребенку сложить их в неплотный замок перед собой. Говорят, что такое положение рук помогает сосредоточиться на нужной информации.

4

Когда ребенок отвечает, поиграйте с ним. Пусть каждый ответ отличается фразами, интонациями, паузами. Поставьте из ответа мини спектакль. Представьте, как мог бы ответить двоечник, или отличник, или папа с его неповторимыми «фишками». Ребенку должно быть интересно. И это даст ему уверенность на уроке.

5

Если ребенок при ответе ошибся – не одергивайте и не заставляйте начинать сначала. Попросите его найти способ поправить положение. Научите фразам, которые помогут продолжить ответ, исправив неточность. Остановка, вежливое извинение за неточность – и продолжение рассказа. Поверьте, учитель оценит такую поправку в пользу ученика! Ошибаемся мы все, умение признать ошибку и правильное исправление – большой плюс для будущей жизни.

6

После того как ребенок ответил – вместе проанализируйте его ответ. Пусть ребенок скажет, что особенно в его ответе было хорошо. Согласитесь с ребенком и найдите со своей стороны еще парочку плюсов. Так вы сформируете положительную динамику и желание рассказывать еще и еще. Только то, что получается, хочется сделать опять. Критику и окрики задавите в зародыше. Позитив – вот что нужно после трудного ответа вашему малышу!

 7

Попробуйте найти к заданному материалу дополнительную информацию. Но! Не учите ее с ребенком. За завтраком перед школой невзначай скажите, что прочитали по его теме то-то и то-то. Информация должна быть интересной и доступной. Вот увидите, что именно вашу информацию ребенок ответит наиболее ярко и уверенно. И кстати, получит дополнительный плюс к отметке за дополнительный материал.

 

Все пункты выстраданы и отработаны на двух собственных детях.