Как помочь ребенку избежать трудностей в школьном обучении

Наверное, не будет большим преувеличением сказать, что проблема готовности ребенка к школе на сегодняшний день — основная для огромного большинства родителей и воспитателей детей пяти-шестилетнего возраста.

Многие специалисты в области дошкольной педагогики и детской психологии также обеспокоены вопросом, как подготовить ребенка к школе, чтобы он был способен справляться со все возрастающей школьной нагрузкой, и, в то же время, не нарушить, не деформировать закономерный процесс психофизиологического развития дошкольника.

Известный факт: свыше 90% сегодняшних выпускников (называется устрашающая цифра — 98%) страдает теми или иными отклонениями в физическом развитии. Миопия, нарушения осанки, расстройства пищеварения, — эти хронические заболевания часто являются следствием отрицательной психосоматической реакции на чрезмерно завышенные требования среды к ребенку. И вместо того, чтобы чутко отзываться на эти сигналы бедствия, посылаемые нам организмом ребенка, мы продолжаем увеличивать и увеличивать школьную и садовскую нагрузку.

Известно, что палеонтологическая эволюция человеческого вида заметно отстает от социо-культурной эволюции общества. Социо-культурная, технологическая эволюция — это совокупный продукт интеллектуальной работы огромного числа мыслителей, исследователей, открывателей различных времен и народов. Тогда как устройство мозга современного человека и закономерности его развития мало чем отличается от его сверстника, жившего сто, двести, триста, тысячу лет назад.

Причина многих проблем в психофизиологическом развитии ребенка (родившегося здоровым) видится в том, что современное общество слишком рано начало предъявлять завышенные требования к интеллектуальному развитию детей, забыв о том, что невозможно построить основательный дом, не возведя под ним прочного фундамента.

Доказано, что увеличение массы детского мозга в онтогенезе происходит за счет разрастания новой коры (высших отделов мозга), что в большей степени происходит благодаря целенаправленному обучению ребенка в онтогенезе. Тогда как глубинные отделы отвечают за энергетическое обеспечение и выживание организма. Однако апологеты социологизаторского направления в возрастной психологии не учитывают того факта, что целенаправленное обучение ребенка должно идти в ногу с закономерным биологическим развитием детского мозга.

Школьная и садовская программы составлены так, что, вместо того, чтобы дать детям возможность последовательно пройти все необходимые стадии самостоятельного исследовательского поиска (опираясь на помощь учителя, но только в необходимом для ребенка объеме) и только потом ознакомиться с результатами деятельности Великих, малыша с самого раннего возраста целенаправленно пичкают далеко не всегда своевременными и необходимыми для его развития знаниями. Натаскивая на чтение, письмо и счет, не дают развиваться базальным основам для развития детского мышления: ощущениям, восприятию, воображению, перегружая детскую память огромным количеством чужого словесного мусора.

Особенно деструктивно подобная система обучения влияет на психическое развитие мальчиков. Мужскому мозгу в большей степени свойственна правосторонняя асимметрия, они учатся и познают мир, больше опираясь на образные взаимоотношения с миром. У мальчиков позже, чем у девочек, мышление начинает опираться на речь. Поэтому в старшем школьном возрасте мальчики, чье развитие шло естественным путем, обладают отлично развитой способностью к абстрактно-логическому мышлению, тогда как у девочек оно чаще застревает на стадии вербально-логического.

Так как мальчикам в большей степени свойственно с интересом заниматься тем, что для них актуально прямо сейчас, так как их мозг более сфокусирован на решении поисково-исследовательских задач сегодняшнего дня, они легко познают мир точных наук. Только хорошо разбираясь в точных науках, можно действительно идти в ногу со временем.

Что же происходит с интеллектуальным развитием мальчика в школе? В начальной школе царит культ словесности. Гуманитарные науки полностью зациклены на прошлом. Но не настолько далеком, чтобы изучать мифологию, художественное, музыкальное творчество классиков, и постигать окружающий мир в символах и образах, являющихся основой основ восприятия окружающего мира. Дети заучивают стихи, пишут диктанты, изложения по воспринятому на слух тексту, натаскиваются в скорочтении на текстах, представляющих весьма сомнительную художественную ценность, и не имеющих никакого музыкального, цветового, двигательного, то есть вызывающего различные ассоциации, сопровождения.

И к средней школе, когда появляются такие предметы, как физика, геометрия, биология, для усвоения которых необходимо отлично развитое воображение и образное мышление, детям ничего не остается делать, как продолжать пользоваться своей выдрессированной слухоречевой памятью, а в отличники выходят ребята, способные зазубривать огромные тексты.

Так как все время до этого никто из взрослых не занимался построением психической базы для развития мышления ребенка, он начинает опираться на то, что осталось от его памяти: слухоречевую память. А это для многих мальчиков становится непосильной задачей.

Таким образом, актуальнейшей задачей для родителя, педагога, стремящегося начать подготовку ребенка к школе, и, в то же время, не желающему навредить его психическому и физическому развитию, является изучение закономерностей развития высших психических функций в онтогенезе и лежащих в их основе базальных факторов психического развития.

Следующей задачей родителя и педагога является развитие способности не торопить события, умения уважать сегодняшние интересы ребенка. И вовремя переключаться, когда доминанта детского развития переместилась из центра на периферию или наоборот.

Например, в первые два года жизни высшей психической функцией, занимающей центральное место в интеллектуальном развитии младенца, является восприятие. Базальными факторами развития этой функции, которыми природа наделила ребенка от рождения, являются модально-специфические (вкус, обоняние, осязание, слух, зрение), кинетический, кинестетический.

Естественно, что задачей обучающих взрослых не может в это время быть обучение чтению или письму. Основной задачей взрослого в этот период является организация той развивающей среды, в которой ребенок будет осуществлять деятельность по дальнейшему совершенствованию своего вкуса, обоняния, зрения, слуха, тактильной чувствительности, сенсо-моторики. Чтобы потом, когда придет время, ребенок сам научился читать и писать, минимально опираясь на помощь учителя.

Следующей задачей обучающих взрослых является систематическое ведение дневника развития ребенка. Это поможет сориентироваться в той уникальной, свойственной именно этому малышу, линии развития, его скорости и темпах. В дневнике обязательно должна прослеживаться динамика развития ребенка: малышу больше свойственно пошаговое движение, или наблюдаются периоды замедления, скачков, регрессии.

В пять с половиной лет можно провести первую мягкую диагностику готовности к школе. Выявив те факторы, которые могут попасть в группу риска, интенсивно поработать над выявлением и устранением причин неовладения тем или иным навыком, который будет помогать ребенку в учебе. В шесть лет, если ребенок испытывает трудности в овладении общими и тонкими движениями, затрудняется в определении схемы своего тела и плохо ориентируется в пространстве, необходимо проконсультироваться с детским психологом.

Следующей по значимости задачей является выбор школы в соответствии с направленностью детских способностей. В первую очередь необходимо не пытаться реализовать через ребенка свои амбиции, свои несбывшиеся мечты, а трезво оценить наследственный фактор и актуальный уровень развития различных способностей ребенка. Прогноз обучаемости по тем или иным предметам может сделать только очень подготовленный специалист.

Поэтому, дорогие мамы и папы! Если у вас в семье почти все — гуманитарии, и у ребенка пока не выявлено одаренности к математике или другим точным наукам, не спешите отдавать малыша в математическую школу, только потому, что учиться там престижнее. Подождите до окончания начальной школы, которую постарайтесь подобрать, максимально учитывая потребности развития вашего ребенка: близость от дома, психологическая совместимость с педагогом, легкость вхождения в детский коллектив, осуществление учителем индивидуального подхода. Тогда к моменту перехода в среднюю школу (даже другую) ребенок будет иметь настолько положительный опыт общения с обучающей средой, его тело, эмоции, интеллект достигнут той степени зрелости, что он будет способен легко адаптироваться к различным условиям обучения.

АВТОР: Элла Прокофьева, детский психолог.
http://shkola.spb.ru