Женились в России рано — в 12-13 лет. Такого понятия, как "старый холостяк" не существовало. Препятствием к браку могли служить или тяжкая болезнь, физическое уродство, или обет уйти в монастырь. Свобода выбора молодыми себе пары практически отсутствовала. Браки "само — круткой", "убегом" до XX века были крайне редки. Выбор своей половины был возможен только для людей зрелого возраста, как правило, вступавших в повторный брак (для вдовцов и вдов). Подбор пары для сына или дочери осуществлялся родителями, исходя из сословных или имущественных интересов, о чувствах жениха и невесты речи не было. И чаще всего брак по принципу "стерпится — слюбится" оказывался удачным. Свершались браки и по воле высочайших особ, например, царей и цариц (вспомним А. С. Пушкина "Араб Петра Великого").
Свадебные обряды на Руси изображали вступление жениха и невесты в новую жизнь, новое достоинство. Они имели подобие с возведением старинных князей в достоинство их власти, а потому жених носил название князя, а невеста — княгини. Отсюда и свадебные чины: старший — тысяцкий (распорядитель всей свадьбы), большой и меньший боярин, дружка, дворецкие; бояре, все гости, поезжане (обычно это крестный, он же посаженный отец жениха; он распорядитель поезда, меняет кольца четы, платит за свадьбу и привозит домой молодых); сидячие бояре и боярыни, свадебные дети или поезжане.
Перед поездкой в церковь жениха и невесту сажали на мех, свахи чесали им волосы, смачивая гребень в вине или крепком меде. Затем осыпали хмелем или зернами, смешанными с деньгами, после богоявленской свечой зажигались брачные свечи. В церковь отвозилась посуда с хлебным вином, которое священник трижды давал испить жениху и невесте. На третий раз жених бросал посуду и топтал ее ногами. Затем брачные свечи слепляли и ставили в головах постели новобрачных в кадку с пшеницей, где свечи должны были оставаться целый год.
Помещение — сенник, где должны были спать новобрачные, убирали так: по стенам ставили иконы, в каждый угол втыкалась стрела, на неё вешалась шкурка соболя или куницы, на лавках ставили по сосуду с медом, а брачная постель делалась на 21 снопе. После подачи последнего блюда (жаркого) дружка относил его и калач в сенник к постели молодых. Перед входом посаженный отец давал новобрачной советы, как жить в супружестве, а у постели жена тысяцкого одетая в две шубы (одна навыворот) осыпала молодых деньгами и хмелем, кормила их на постели, до этого жених и невеста воздерживались в питье и еде. Утром члены свадьбы приходили к молодым, стрелой поднимали одеяло, проверяя непорочность новобрачной. После этого свахи вели молодых в баню, куда тёща посылала зятю платье, а затем кормила его кашей. Во время этой церемонии молодой муж должен был держать свою супругу за руку, иначе им предрекалось несогласие в супружестве.
С XVIII века в высшем обществе народный обряд начинает вытесняться общеевропейским "политесом". Старый дореволюционный обряд состоял из трех основных циклов: предсвадебного, свадебного и после свадебного, что было одинаково для всех сословий. При самом строгом следовании обычаям первый цикл включал сватовство, осмотр дома, девичник и мальчишник, обрядовое мытье жениха и невесты в бане (перед свадьбой).
Второй цикл — сбор свадебного поезда, приезд жениха за невестой, встреча молодых в доме родителей, привоз приданого, обряды после первой брачной ночи и т.п.
Центральное место занимал свадебный пир.
К третьему, заключительному, циклу относились "отводины" — визиты молодых к ближайшим родственникам.
Одинаковым для всех сословий был обряд венчания. И во всех сословиях обряды были направлены на обеспечение согласия, богатства и потомства в семье.
Где могли познакомиться молодые люди? На больших церковных праздниках, специально устраиваемых домашних вечерах, на "ярмарках невест" (балах), платных вечерах, совместных празднованиях высших мужских и женских учебных заведений, а также через брачные объявления в специальных газетах. Знакомство происходило обязательно в присутствии старших родственников, расходились не позже 11 часов вечера.
Сватовство.
"Выбирай не невесту, а сваху" гласит народная пословица. Свахи были двух категорий. Одни по страсти к свадьбам и устраиванию чужих судеб, другие — профессиональные. Свахи первой категории действовали абсолютно бескорыстно и добросовестно, не щадя сил и времени. "Люди женятся, а у нас глаза светятся" — вот их девиз. Профессиональные свахи подыскивали женихов и невест по заданным параметрам, иногда подходя к делу чисто формально.
У свах имелся целый ритуал с соблюдением многих примет, чтобы сватовство было удачным. Свахи знали, за кем какое приданое дается, имели реестр приданого, который в дворянских и богатых купеческих семьях составлялся сразу при рождении дочери, знали какова внешность и нрав, а также скрытые недостатки женихов и невест. Свахи не ленились для того, чтобы узнать все это походить по соседям будущих новобрачных, потолкаться в лавках, где их родственники были покупателями. Если сватовство проходило удачно, и обе стороны были удовлетворены, то через неделю после сватовства назначались смотрины.
Смотрины проходили в доме невесты, реже на гулянье или в театре. Ехали жених с родителями и свахой к невесте кружным путем, по обычаю запутывая дело. Смотрины могли тянуться не одну неделю. В дворянских семьях устраивался званый обед. Обычным ритуалом при смотринах во всех сословиях был совместный молебен двух семей и обход их вокруг стола. Для бесприданниц смотрины и помолвка были совмещены.
Сговор (рукобитие, помолвка).
Перед сговором отступало даже само торжество венчания. Только при Екатерине II, в 1755 г. Святейший Синод сумел соединить обряд обмена колец (обручение) с венчанием, но помолвка (по определению древнеримского юриста — предварительный договор о заключении брака — "футурарум") продолжала жить в народной традиции как оповещение о намерении двух любящих сердец вступить в брак. Незаключение брака после помолвки считалось немыслимым. Происходило же все следующим образом.
Жених, родители, близкие родственники приезжали в дом невесты. Писалась рядная запись, в которой говорилось о том, что обе стороны решили, оговаривались обязанности, имена, приданое, неустойки, попятное. Иногда в качестве условий добавлялось, что муж не должен бить жену, в случае нарушения с обидчика взыскивался штраф. Помолвка сопровождалась празднеством, в богатых семьях иногда снимали целые особняки, специально для этого предназначенные. У всех сословий жених дарил невесте кольцо с камнем. Он же заказывал обручальные кольца, в которых была гравировка — в кольце невесты инициалы жениха и дата обручения, в кольце жениха — инициалы невесты и тоже дата обручения.
На второй день после помолвки совершался обряд вручения невесте икон, которые вместе с приданым ввозились в дом жениха. Жених привозил гостинцы и подарки для невесты, ее подруг и домочадцев. Приданое перевозили в дом жениха до венчания. В купеческой среде приданое везли на 5 подводах: 1-ая — иконы и самовар, 2-ая — посуда, 3-я — постель с принадлежностями, 4-ая — мебель, 5-ая — мать или тетка невесты с росписью приданого, а также сваха с индюшкой в чепчике в руках. Встречала приданое мать жениха или старшая замужняя сестра. У дворян перевоз приданого не сопровождался обрядовыми действиями.
Существовал единственный чисто православный обряд — совместные моления невесты и ее матери. Выполнялся сразу после отъезда поезда с приданым от дома невесты. Брачный контракт не представлял такого официального документа, как в Европе. После этого устраивались девичник и мальчишник. Девичник имел место в среде населения более близких к крестьянским традициям, мальчишник — во всех сословиях. Затем было церковное оглашение. Письменно или устно уведомлялся священник прихода жениха или невесты о намерении вступить в брак, происходило оглашение "имени, чине или состоянии" жениха и невесты. Три ближайших воскресенья после литургии священник объявлял имена желающих вступить в брак.
Обычай позволял установить, имеются ли препятствия к браку. После трех оглашений выдавался билет, на основании которого на жениха и невесту в день венчания составлялся "обыск", заносившийся в специальную "обыскную" книгу. С 1802 — 1917 гг. она была в каждой церкви. "Обыск" подписывали жених, невеста , 2-3 поручителя и причет церкви.
День свадьбы.
В день свадьбы до венчания жених не должен был видеть невесту, но посылал ей шкатулку, в которой были: фата, восковые цветы, венчальные свечи, обручальные кольца, если ими не обменялись при помолвке, духи, булавки и прочие мелочи.
Шкатулки были разные, в зависимости от благосостояния жениха, от простых из папье-маше до серебряных шкатулок фирмы Фаберже. После принесения шкатулки невесту начинали одевать к венцу. Обычно это делала ее тетка. Платье — из шелка, обычно белого, но допускались любые цвета, кроме черного. Фата — длинная, широкая. Головной убор — венок из цветов померанца и миртовых веток. Обувал невесту "свадебный отрок" — младший брат невесты, как правило. Он же подавал на подносе фату, перчатки, нес шлейф платья.
В купеческой среде в туфельку клали золотой, у дворян дарили невесте семейный талисман — украшение. Жених-военный надевал парадный мундир, штатский — фрачную пару с белым галстуком и белыми перчатками. Обряд о "пяти приборах" проводился отдельно в доме жениха и доме невесты. Накрывался стол на пятерых: жениха (невесту), его (ее) родителей, сваху и шафера. Все обходили вокруг стола, потом приступали к легкой закуске. Так как молодым обычай предписывал воздержание в питье и еде за свадебным столом, обычай был не лишним.
Время венчания назначалось от 5 до 6 часов вечера, если предполагался праздничный обед, и от 7 до 9 вечера, если такового не было. Венчались обычно в храме прихода жениха или невесты, но не обязательно. У каждого сословия были свои любимые церкви.
Жених и невеста в церковь приезжали порознь. Жених раньше и с шаферами ждал приезда невесты у входа. Шаферы, обычно холостые мужчины, держали венцы над четой, управляли ритуалом, рассаживали гостей по экипажам, вели свадебное застолье, заботились о цветах.
Получив известие о прибытии жениха в церковь, невеста усаживалась в экипаж со свахой, девушками-провожатками, мальчиком-светчим, который будет нести свечу, когда они трижды будут обходить вокруг аналоя.
В церкви невеста вставала по левую руку от жениха, освобождала правую руку от перчатки. Священник отводит их на венчальное место. Родственники и знакомые со стороны жениха встают справа, невесты — слева.
Венчание.
Славяне венчались либо весной, либо осенью. Сам обряд состоял в том, что жениха и невесту обводили вокруг дуба, ели или раскидистого куста. Злых духов отгоняли шумом, водой, огнем, дымом. В доме невесты жениха усаживали рядом с невестой, одетой в свадебный наряд, расчесывали волосы, вплетали золотую или серебряную нить, покрывали прозрачной фатой, осыпали хмелем. Только в XVIII веке обычай православного венчания стал общим.
Действительным считался брак только заключённый путем венчания. Венчание всегда происходит в храме (исключения только с разрешения епархиального архиерея). Необходимо присутствие самих новобрачных. Обряд состоит из обручения и венчания. Во время обручения священник при совершении установленных молитвословий спрашивает молодых об их добровольном согласии вступить в брак и надевает им освященные кольца.
Церковный чин венчания состоит из молитвословий и чтения отрывков из Деяния Апостолов и Евангелия от Иоанна. Звучат песнопения хора. Священник благословляет общую чашу, затем молодые троекратно вкушают из нее. Священник возлагает покров и венцы на головы новобрачных и трижды обводит их вокруг аналоя, затем молодые обмениваются кольцами. Раньше традиция запрещала родителям жениха и невесты присутствовать при венчании, теперь она отменена.
При венчании двух вдовцов венцы не возлагаются, а держатся на плечах. Обряд — лишь краткое молитвословие. Третий брак церковью не одобряется.
Путь молодоженов до свадебного поезда устилался цветами, лучше полевыми. Пока шло венчание, объединенный свадебный поезд украшался колокольчиками, лентами, цветами. По поверью лошади должны быть чужими, а количество экипажей нечетное. Сначала проезжали по центральным улицам, затем город по кругу, потом ехали домой, где был бал или праздничное застолье.
Возвратившихся из церкви встречали родители жениха. Отец держал образ, мать — каравай хлеба и серебряную солонку. Молодые кланялись, принимали благословение и три раза целовали родителей. По окончанию церемонии раздавалась музыка. Гостей угощали "игристым" и пряником, а гости одаривали молодых. На подносе стояло три сосуда с вином, медом и брагой — кто подходил с подарком, невеста наливала в чарку из каждого сосуда и угощала подарившего. После этого свекровь отводила молодую в комнату, где та могла немного отдохнуть.
Праздничный бал открывался вальсом. Застолье начинал "свадебный генерал" — самый уважаемый гость. Подавались: 1. Холодные закуски (обязательно зеленый горошек). 2. Несколько видов рыбы, мясное заливное, особую роль играло заливное из куриных потрошков. 3. Горячее — обязательно куриная лапша, раковый суп, подовые пироги, слоеный паштет. В конце ужина подавали яблочный пирог, иногда со взбитыми сливками.
На второй день собирались только близкие родственники и делали новой родне подарки. После свадьбы — визитная неделя, молодые посещали родственников с той и другой стороны, визиты были короткими, минут по 15. Потом родня обменивалась друг с другом мнениями о молодых.