Леонардо рисовал свой шедевр на стене трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие, Милан, между 1495 и 1497 годами. Он работал над ней с перерывами, в итоге, оставив ее незаконченной (картина была очень недооцененной в то время).
Леонардо да Винчи выбрал тот момент, когда Христос говорит своим ученикам: «Воистину говорю вам — один из вас предаст Меня».
«Один из вас предаст Меня…» — и ледяное дыхание неотвратимого рока коснулось каждого из апостолов. После этих слов на их лицах выразились самые различные чувства: одни были поражены, другие возмущены, третьи опечалены. Готовый к самопожертвованию склонился к Христу юный Филипп, в трагическом недоумении развел руками Иаков, вот-вот готов броситься на предателя, схватившийся за нож Петр, правая рука Иуды сжимает кошель с роковыми серебрениками…
При создании картины Леонардо столкнулся с огромной трудностью: он должен был изобразить Добро, воплощенное в образе Иисуса,
и Зло — в образе Иуды, решившего предать его на этой трапезе.
Леонардо на середине прервал работу и возобновил её лишь после того, как нашел идеальные модели.
Однажды, когда художник присутствовал на выступлении хора, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.
Прошло три года. "Тайная вечеря" была почти завершена, однако Леонардо пока так и не нашел подходящего натурщика для Иуды.
Кардинал, отвечавший за роспись этого собора, торопил его, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее. Леонардо сказал, что не закончен только портрет Иуды и если Кардинал согласен позировать – Леонардо напишет Иуду с него.
Кардинал отказался.
И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека — молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали.
С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Он толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо.
Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно и вскричал в испуге и тоске:
— Я уже видел эту картину раньше!
— Когда? — недоуменно спросил Леонардо.
— Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре, и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа.
"Тайная вечеря" Леонардо да Винчи, наверное, наилучший образец высокого стиля Ренессанса. Однако картина, которую мы знаем сейчас, никоим образом не может считаться оригиналом.
К 1517 году работа была уже сильно повреждена сыростью, и несколько лет спустя знаменитый историк искусствовед Вазари назвал ее "просто массой пятен". Уже в следующем веке монахи перестали считаться с росписью и прорубили дверь в стене на месте ног Иисуса. Картина продолжала осыпаться, а в 1796 году монастырь занял гарнизон французских солдат, и в бывшей трапезной стояли лошади. Солдаты коротали время, стреляя в мишень на стене, практически в голову Христа.
На протяжении Второй мировой войны картину заложили мешками с песком, предохраняя ее таким образам от бомбежек. Тем не менее, бомба упала прямо на монастырь и уничтожила здание. Каким-то чудом стена, на которой была написана "Тайная вечеря", уцелела. И картина, какой ее видят сегодня люди, является результатом тяжелой работы реставраторов, от Леонардо в ней осталось лишь несколько мазков кисти и схемы.