Гиперактивность и неспособность концентрировать внимание (НКВ)

deti.jpgЯ уверен, что родители начали замечать чрезмерную активность своих детей, с тех пор как Homo sapiens стал ходить на двух ногах. Сегодня родители также замечают периоды, когда их дети более активны по сравнению с их обычным состоянием. Непоседливым детям трудно учить уроки, и это может быть причиной неуспеваемости.

Я полагаю, что нужно внимательнее относиться к ребенку и не навешивать на него ярлык «гиперактивный», если проблема заключается в отсутствии у родителей терпения. Чрезмерная активность может быть беспрерывной, а потом приносит вред, и обычно именно учитель впервые ставит диагноз «гиперактивности» ребенка. Американцы четко различают состояния гиперактивности и неспособность концентрировать внимание (НКВ). Последнее может проявляться и без гиперактивности в плохой концентрации, неспособности закончить начатое дело, быстром переключении с одного предмета на другой. Очень важно дифференцировать это состояние от абсанса (кратковременной потери сознания), наблюдаемой при малой эпилепсии (смотри раздел Эпилепсия).

Стоит заметить, что гиперактивность и НКВ может быть и у взрослого человека. Врачи называют это «остаточными явлениями неспособности концентрировать внимание». Причины возникновения такого состояния в основном одни и те же, и они хорошо изучены. Считается, что около 3% взрослых людей страдают таким расстройством. Хотя, с другой стороны, некоторые научные исследования говорят о присутствии гиперактивности у 20% населения. Вот почему очень важно поставить точный диагноз.

К причинам, вызывающим состояние гиперактивности, последнее время относят пищевые наполнители, которых насчитывается свыше 5000 видов. Важно осознать, что термин «наполнители» включает не только красящие вещества, уплотнители, консерванты, вкусовые добавки, но и многие другие. Искусственные «ан-тиоксиданты» ошибочно считаются полезными для здоровья, так как они используются при лечении сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Пожалуйста, не позволяйте, чтобы вас обманывали. Люди, покупающие продукты питания преимущественно в супермаркете, потребляют вместе с этими продуктами приблизительно 15 г наполнителей каждый день.

Низкое содержание сахара в крови (гипогликемия) — это основной фактор, способствующий развитию гиперактивности и НКВ. Состояние гипогликемии в основном вызывается употреблением рафинированного сахара, вызывающего реакцию выработки большого количества инсулина, который, в свою очередь, понижает уровень сахара в крови. Любой гиперактивный ребенок, если ведет себя чрезмерно активно в течение часа после еды, вероятно, потребляет слишком много углеводов.

Также большую проблему представляют пищевые аллергии. Необходимо провести наблюдения и соотнести, какие именно продукты сочетаются с плохим поведением вашего ребенка и как меняется его активность в зависимости от диеты.

Плохое поведение детей вызывает и отравление свинцом, что подтверждается многочисленными научными исследованиями. Свинец, как и другие тяжелые металлы и токсические вещества, считается одной из причин неспособности детей концентрировать свое внимание.

РЕКОМЕНДАЦИИ

• Обсудите вопрос о возможной гиперактивности или неспособности концентрировать внимание с учителями вашего ребенка или специалистом, имеющим опыт в подобных вопросах.

• Удалите из диеты рафинированные углеводы (особенно белый сахар) и полуфабрикаты.

• Проведите все анализы для выявления пищевой аллергии. Ведите дневник, в котором тщательно фиксируйте взаимосвязь между продуктами питания и поведением ребенка.

• Следует задуматься о том, достаточно ли в организме питательных веществ. Дефицит определенных аминокислот (тирозина,триптофа-на или фенилаланина), а также недостаток некоторых минеральных веществ, таких как цинк или железо, может быть способствующим фактором, если не самой причиной такого чрезмерно активного поведения малыша.

• Рассмотрите возможность отравления тяжелыми металлами или другими токсинами, например пестицидами.

• Если проблема не решается, проконсультируйтесь с врачом, применяющим альтернативное направление терапии (терапию искусством) и специализирующегося на проблемах детского возраста.

• Если же все выше предложенные способы не принесли благоприятного результата, следует обратиться к врачу традиционного направления в медицине. Ортодоксальная медицина ориентирована на применение фармацевтических лекарственных средств, и препарат, стоящий в первом ряду для случаев подобного рода,— это метилфенидат гидрохлорид, более известный под названием риталин. Но к этому средству нужно обращаться только в крайнем случае. Хотя я не имею прямых доказательств, но существует мнение, что препарат может вызвать привыкание, что потребует его постоянного применения. Если же дело обернется именно так, то на протяжении всей жизни человек может находиться в полной зависимости от транквилизаторов.

www.kid.ru

Портреты детей с отклоняющимся поведением

В процессе консультирования родителей по поводу развития ребенка по гипер-активному типу нами создавались "портреты" этих детей, которые могут служить подтверждением вышесказанного.

На консультации у психолога мальчик 6,5 лет. Пока идет беседа психолога с мамой, ребенок немного порисовал, поиграл, покачался на стуле, осмотрел все в комнате. Видно, что одним типом занятий он пресыщается довольно быстро. Интерес к деятельности восстанавливается, когда ему разрешают работать стоя, передвигаться по комнате, выйти в коридор. Вернувшись, мальчик снова продолжает выполнять задание, одновременно встревая в беседу, комментируя высказывания, задавая вопросы психологу.

Согласившись поиграть с психологом (игра "Да" и "Нет" не говорите"), ребенок никак не может запомнить правила игры. Наконец, поняв ее суть и выполнив часть заданий правильно, вдруг начинает снова уточнять правила. Допускает много ошибок, которых не замечает по ходу деятельности. Получив новое задание от взрослого – вычеркивать фигурки в методике "Корректурная проба", выполняет его хаотично: посмотрел первую строчку фигурок, затем ринулся вниз, прошел нижнюю строчку справа налево, поднялся вверх по диагонали, опять вернулся к первой строке.

Гиперактивного ребенка (а бывает, что их двое, трое и больше в группе) можно также заметить, если понаблюдать, как дети приступают к деятельности, которую им предлагает психолог в центре. Такой ребенок начинает выполнять задание, не дослушав инструкцию до конца, но через некоторое время, когда другие дети обычно уже активно включаются в работу, он не знает, что нужно делать.

Гиперактивный ребенок либо продолжает бесцельные действия, либо назойливо переспрашивает, что и как делать. Несколько раз в ходе выполнения задания он меняет цель, а в некоторых случаях может и вовсе забыть о ней. Во время работы часто отвлекается, причем нередко по поводам, совершенно не связанным с выполнением деятельности. Ребенок не пытается хоть как-то организовать свою работу, чтобы облегчить выполнение задания, не использует предложенные средства, поэтому допускает много ошибок, которых не видит и не исправляет.

Гиперактивный ребенок постоянно находится в движении, независимо от того, чем он занимается: математикой, физкультурой или проводит свободное время. На занятиях физкультурой, например, он в один миг успевает начертить мелом полосу для бросков мяча, построить группу и стать впереди всех для выполнения задания. Однако результативность подобной "брызжущей" активности не всегда имеет высокое качество, а многое начатое просто не доводится до конца.

Внешне создается впечатление, что ребенок очень быстро выполняет задание, и, действительно, быстрым и активным является каждый элемент движения, но в целом у него много лишних, побочных, ненужных и даже каких-то навязчивых движений.

Дефицит внимания, контроля и самоконтроля подтверждается и другими особенностями поведения: перескакиванием с одного дела на другое, недостаточно четкой пространственной координацией движений (заезжает за контуры рисунка, задевает при ходьбе за углы). Тело ребенка как бы не "вписывается" в пространство, задевая предметы, натыкаясь на простенки, дверные проемы. Несмотря на то, что нередко у таких детей "живая" мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они часто оказываются как бы вне ситуации: застывают, выключаются, "выпадают" из деятельности и из всей ситуации, то есть "уходят" из нее, а затем, спустя некоторое время, снова в нее "возвращаются".

Нарушения в эмоциональной сфере

Однако вышеописанные особенности поведения все же не дают полной характеристики этого типа детей, хотя и лежат на поверхности в виде повышенной двигательной активности и недостаточно сформированных действий самоконтроля. Может быть, не столь ярко выступающими, но имеющими чрезвычайно важное значение и для понимания природы гиперактивного поведения детей, и для коррекции отдельных ее проявлений являются разнообразные симптомы и нарушения эмоциональной сферы.

Во-первых, дети этого типа часто или возбудимы, или внутренне напряжены. Для них характерны смена настроений, переживание, чувства страха, проявления тревожности, негативизма.

Во-вторых, обследования подтверждают, что эти дети бедны эмоциональными ощущениями: у них не выразительны в цветовом отношении рисунки, стереотипны и поверхностны образы; беден эмоциональный отклик на музыкальные, художественные произведения; неглубоки эмоциональные проявления по отношению к другим людям.

В-третьих, чему следует уделить особое внимание, подобная картина эмоционального поведения дошкольника может быть существенно дополнена изучением эмоциональной взаимосвязи между ребенком и близким взрослым, в первую очередь между ребенком и матерью.

Роль семьи

Характерно, что и как гиперактивные дети передают в рисунке своей семьи. Понимая, что такое семья, перечислив всех ее членов, в том числе и себя, они прежде всего рисуют предметы, дома, деревья, облака, траву, лишь постепенно переходя к людям. А изобразив членов семьи: папу, маму, тетю, бабушку, очень часто "забывают" найти в этом кругу людей место для себя. На вопрос психолога: "Почему же тебя нет на рисунке?" – ребенок обычно отвечает: "А я на кухне", "А я в детском саду", "А я на улице". То есть через рисунок семьи передается отсутствие теплого, тесного контакта ребенка с близкими взрослыми, чувства других и себя среди этих других, проявляется отдаленность и отделенность от них, и прежде всего от матери.

И действительно, услышав предложение психолога сесть рядом с ребенком, некоторые мамы удивляются: "Как это рядом? Мы так никогда не сидим!". Другими словами, они всегда "над" ребенком, "напротив" – в положении судьи и контролера. А вот рядом, вместе, чтобы было тепло и удобно обоим, – это трудно и непривычно.

Итак, роль семьи, и прежде всего эмоциональной связи ребенка с матерью, в закреплении, а иногда и в возникновении гиперактивности как определенного способа взаимодействия ребенка с миром чрезвычайно высока. Именно неудовлетворенность ребенка общением с близкими взрослыми часто является причиной такого поведения, ибо взрослый для дошкольника – центр его эмоциональной жизни: отношений, контактов с другими людьми, привязанностей.

Итак, мамы гиперактивных детей очень часто не выдерживают бурного темперамента, чувствительности и эмоциональности своих детей и прибегают к угрозам "лишения любви", воздействуя таким образом на неокрепшие чувства ребенка, манипулируя ими и создавая основу для возникновения тревоги, беспокойства и страха.

Можно дополнить картину взаимоотношений гиперактивного ребенка с близким взрослым еще некоторыми особенностями. Во многих семьях гиперактивные дети находятся под неослабным контролем матери, но именно поэтому у них плохо развиваются чувства независимости и самостоятельности. Матери, контролируя, дают больше указаний, но менее ласковы к детям, мало поощряют и хвалят их.

Результатом же этого становятся чаще всего неумеренное ужесточение режима воспитания, иногда жалость, апатия от ощущения безысходности или, наоборот, чувство вины за неправильное воспитание. Создается ситуация, когда в процессе воспитания ребенок получает значительно больше негативных, чем позитивных, воздействий. Его часто наказывают, начинают сомневаться в его способностях, постоянно указывают на ошибки, а иногда начинают считать неполноценным.

В некоторых случаях дети с гиперактивностью могут провоцировать родителей к резко агрессивным реакциям, особенно если сами родители неуравновешены и неопытны. То есть, с одной стороны, гиперактивность у детей может быть сильно выражена из-за недостаточного или неадекватного воспитания, а с другой стороны, ребенок с гиперактивностью сам создает условия, которые становятся причиной трудностей взаимоотношений в семье, вплоть до ее распада.

Гиперактивные дети имеют огромный дефицит физического и эмоционального контакта с матерью. В силу своей повышенной активности они как бы сами "уходят", отстраняются от таких контактов с матерью, но на самом деле глубоко нуждаются в них. Из-за отсутствия этих важных контактов чаще всего и возникают нарушения в эмоциональной сфере: тревожность, неуверенность, возбудимость, негативизм. А они, в свою очередь, отражаются на умении ребенка контролировать себя, сдерживаться, быть внимательным, переключаться на другое.

http://nsc.1september.ru