27 марта 1968 года на реке Амур случилось и трагическое событие, которое всколыхнуло все человечество. Юрий Гагарин разбился, выполняя учебный полет под руководством опытного инструктора, командира учебного авиаполка Владимира Серегина.
Гибель Гагарина так же трагична и так же нелепа, как смерть большинства культовых героев его времени.
Эта смерть выглядела настолько невероятно, что история обросла огромным количеством догадок, предположений, а то и просто мифов.
Масла в огонь подлило обстоятельство, что результаты деятельности государственной комиссии по расследованию происшествия были засекречены с первого дня расследования. Результаты их работы (хоть и засекреченные) были признаны вполне удовлетворительными, а гибель Серегина и Гагарина была признана результатом трагического авиационного происшествия, а не, например, итогом политических интриг.
Известно следующее: Юрий Гагарин в спарке с Владимиром Серегиным отправился на выполнение учебного полета. По плану, он должен был долететь до определенного квадрата, выполнить несколько несложных фигур и вернуться обратно. После завершения первого задания из довольно обширной программы, Гагарин запросил разрешения вернуться на базу, получил его и… больше на связь не выходил. Еще через минуту самолет, в котором находились Гагарин и Серегин, уже срезал кроны деревьев, падая на землю.
«Белых пятен» в произошедшем оказалось довольно много. Например, почему пилоты не катапультировались, если ситуация была безвыходной? Или почему, если Серегин и Гагарин до последнего надеялись спасти машину, они не сообщили по радио о сложившейся аварийной ситуации?
Поверить в то, что первый в мире космонавт разбился, выполняя рядовой учебный полет с несложным заданием, действительно сложно. Именно поэтому сразу после смерти Юрия Гагарина стали появляться самые разные домыслы, в том числе – бросающие тень на самих пилотов.
Была обывательская версия, по которой Гагарин и Серегин напились прямо с утра, поэтому и не справились с управлением. К сожалению, у этой теории осталось довольно много сторонников даже после того, как появились результаты анализов, подтвердившие отсутствие алкоголя в крови летчиков.
Еще одной «любительской версией» происшествия было утверждение, что пилотам достался старый негодный самолет, отказавший в процессе выполнения задания. Эта гипотеза также не подтвердилась – УТИ МиГ-15, на котором Гагарин совершил свой последний полет, ничем не отличался от других машин, находившихся в распоряжении учебного авиаполка.
Дальше шли совсем уж странные предположения. Например, что Гагарина «убрали» по распоряжению верхушки ЦК и лично Брежнева, потому что космонавт стал слишком популярен. А самые отчаянные любители «интриг и расследований» основной причиной гибели Гагарина называли… мстительных инопланетян, покой которых был бесцеремонно нарушен Юрием во время полета в космос. К этой версии примыкала другая, согласно которой инопланетяне Гагарина не убили, а похитили. Что ж, видимо, марсианам тоже понадобились хорошие космонавты.
Любителям мистики
Как говорят очевидцы тех событий, день смерти Гагарина был совершенно не обычным. Все делали ошибки и все как то не срасталось и в результате одной из фатальных оплошностей и произошла катастрофа которая унесла жизни двух отличных пилотов.
Оказывается день катастрофы начался с обычных бытовых проблем, которые в прежние времена замечены не были. Так инструктор который практически всегда был на летном поле раньше Гагарина в этот день опоздал к вылету. А сам Гагарин забыл пропуск и тоже возвращался. Описывается по крайней мере десять предупреждающих событий которые в свою очередь и привели к столь печальной трагедии.
Задание у пилотов было штатное, но вот только баки лишними с дополнительным топливом оказались закрепленными к самолету и затрудняли маневренность МИГа 15. В общем оплошностью это конечно назвать трудно, но вот какой то нелепой ошибкой или стечением обстоятельств назвать все же можно. Судите сами, если бы самолет был бы без дополнительных баков, то он вероятнее всего бы был на много легче управляемым и процент выхода из штопора был бы гораздо выше и этой малости возможно и хватило бы чтоб жизнь спасти…
Наиболее вероятная причина.
Одну из наиболее правдоподобных версий гибели самолета выдвинул бывший сотрудник ГосНИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники ВВС Игорь Кузнецов проведя тесты и изучив полученные данные тех лет с применением моделирования ситуации пришел к выводу, что возможно кто то забыл закрыть вентиляционный кран в кабине пилотов, что вызвало при резком перепаде давления потерю сознания. Стало точно известно, что из за резкого снижения с начальной гипоксией вызванной утечкой воздуха, экипаж просто потерял сознание и не управлял машиной последние минуты полета….
Конечно, возможно, что повторное расследование обстоятельств авиакатастрофы, повлекшей за собой гибель двух опытных летчиков, Героев Советского Союза, выявит новые обстоятельства и через несколько лет эта история будет звучать совсем иначе. Но на сегодняшний день версия Кузнецова с разгерметизацией кабины выглядит, пожалуй, самой убедительной из возможных.
К сожалению, авторы материала понятия не имеют о чём пишут. На ручках управления обоих кабин самолёта нет следов рук пилотов. На всех МиГ-15УТИ серёгинского полка стояли бароспидографы к-2-59 ( тогдашний САРПП). куда делась лента этого прибора, задокументировавшая высотно-скоростной профиль и продолжительность полёта? Пожара после падения не было. Это бывает только при пустых фюзеляжных топливных баках, заглохшем двигателе и севших аккумуляторах. Агрегаты самолёта находили в районе 2 — 5 км по курсу полёта. При пикировании и штопоре все железки лежат в круге ф=300м. Курс 320 град никак не на аэродром в Чкаловской, а на Александров. От самолёта нашли 96% веса, а от пилотов 25% и это без пожара! От остекления кабины нашли 30% веса, а правую законцовку крыла не нашли вообще. Катапультное кресло Серёгина было в кабине, а Гагаринское висело на дереве, гораздо дальше 300м. Парашют Серёгина нашли сразу, а парашют Гагарина был найден только через несколько дней и в развернутом виде. Наличие кусочков кожи, части волосяного покрова и ушной раковины не может служить доказательством гибели человека, ибо это всё не жизненно важные органы. Ни на одной вещи Гагарина, найденой в месте трагедии нет следов крови. При разрушении тела так не бывает. Топливорегулирующая аппаратура двигателя находилась в положении взлётного режима, обороты по тахометру 10 040 (на 2260 меньше взлётных) температура сопла 0 град, а лопаток турбины, как при оборотах 8700. Это могло быть только при заглохшем двигателе в режиме выбега ротора по инерции с оборотов 12300 (взлётных) до 1850 (авторотации). Части двигателя остывают неравномерно и тогда температура лопаток турбины не пропорциональна оборотам.
Версия Кузнецова (КУЗИ) выглядит, пожалуй, убедительно только для журналажников, как правило понятия не имеющих о предмете своего повествования.
1.Достаточно сказать, что воздуховодный тракт вентиляции кабины имеет обратный клапан, предотвращающий снижение давления в кабине даже при полностью открытом кране вентиляции. Открытый на 40-50 процентов кран вентиляции — нормальное рабочее состояние кабины. Кран этот перекрывают по инструкции только при прохождении самолётом радиактивного облака (возможно и на сильно запылённом аэродроме, возможно во время химической атаки).
2.Разгерметизация на высотах ниже 5 км не опасна для лётчиков. Во время ВОВ все воздушные бои велись именно в этом диапазоне высот и скоростей на самолётах с негерметичными кабинами. И никто из пилотов от этого сознания не терял.
3. КУЗЯ — тривиальный пиарщик и малограмотный (судя по его высказываниям) специалист.