ЕГЭ провоцирует невроз

Изменения к правилам ЕГЭ продолжают вноситься практически накануне школьных выпускных и вступительных экзаменов в вузы. До сих пор неизвестно, сколько и какие именно экзамены придется сдавать в вузы. Для многих это — еще один повод для требований отменить ЕГЭ.

Первые Дни открытых дверей в вузах Москвы и Петербурга собрали рекордное число абитуриентов. Например, в МГУ пришли 45 тысяч человек, в Санкт-Петербургский политехнический университет – 2 тысячи. И практически все тревожно и растерянно спрашивали о правилах ЕГЭ, так как информация на официальных сайтах меняется с молниеносной быстротой.

Вопросов возникает масса. Например, как успеть подготовиться к обязательному экзамену по математике вместо обещанного ранее экзамена по алгебре? Или почему поступающим в Медицинский университет надо будет сдавать физику или быть готовыми к дополнительным испытаниям по этому предмету, хотя начальная «ориентировка» была дана на химию и биологию? Правда ли, что из списка ЕГЭ исчезла география, а вместо нее появилось обществоведение? По какой причине до сих пор не опубликован список предметов, обязательных для сдачи при поступлении на ту или иную специализацию?

Взволновала выпускников, учителей и родителей также новость о том, что в этом году даже отличные результаты по ЕГЭ будут гарантией поступления не во все вузы, поскольку 24 университета получили право проводить дополнительные испытания. Конечно, к этому морально и даже физически готовы абитуриенты, которые выбирают творческие профессии и поступают, скажем, в Театральную академию, Консерваторию или Академию художеств. А если выбран технический вуз, то дополнительно спрашивать будут по физике или информатике? И что делать, если в школе не было учителя информатики, и предмет изучали «абы как»?

Наконец, самый главный вопрос: как оперативно узнавать о многочисленных и разнообразных поправках, которые Министерство образования вводит едва ли не каждый день?

Например, заведующая кабинетом русской словесности Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Мария Багге сообщила на пресс-конференции в «Росбалте», что на экзамене по русскому языку «вводится дополнительная нагрузка»: в тексте необходимо будет выделить главную мысль, а затем аргументировать ее авторитетным мнением. Правда, если с такими «нагрузками» ученик не справится, оценку ему не снизят, а если справится, то повысят. Но об этом мало кто знает.

Тот факт, что поток изменений к правилам ЕГЭ не иссякает практически накануне школьных выпускных и вступительных экзаменов в вузы, расценивается как проявление вопиющего неуважения к обществу. Именно такое пренебрежительное отношение к детям, родителям и учителям, а не сама идея ЕГЭ, вызывает возмущение, итогом которого становятся письма в различные инстанции с требованием отменить ЕГЭ, страстные выступления отдельных политиков и даже готовность к маршам протеста самих школьников (которых пока сдерживает страх перед ОМОНом).

Часть протестующих против ЕГЭ родителей и учителей уверена, что Министерство образования намерено с помощью непонятных правил по ЕГЭ «отсеять» большинство абитуриентов, «загнать их в ПТУ» и, тем самым, сократить число бюджетных мест, а потом и самих вузов. Тем более, что о необходимости «вузовской чистки» неоднократно заявляли чиновники Минобрнауки и сам министр Андрей Фурсенко.

Даже те родители, которые в принципе не против ЕГЭ, убеждены, что действия Минобразования требуют юридической оценки и наказания тех, кто нарушает права выпускников школ.

Словом, наблюдается массовый общественный невроз по поводу ЕГЭ.

У психологов есть такой изощренный тест: попросить шахматиста играть половину партии по шахматным правилам, а половину — по правилам игры в шашки. Лишь отдельным виртуозам удается победить противника или ловко обмануть экзаменаторов. У большинства же испытуемых начинается классический невроз. Вывод: нельзя менять правила во время игры. А «игра» в ЕГЭ-2009 началась — это уже не эксперимент, а закон.

«Все фобии, связанные с ЕГЭ, определяет не его суть, а издержки технологии его внедрения. В частности — недостаток информации, неоперативность Минобрнауки. Надо своевременно информировать выпускников и особенно – их родителей обо всех изменениях в правилах ЕГЭ. Следите за официальными источниками информации о ЕГЭ, и все будет в порядке. И потом — не надо рассматривать ЕГЭ как исчерпывающую технологию совершенствования системы образования. Есть еще олимпиады, которые дают возможность поступать в вузы без экзаменов. Уже опубликован список 120 олимпиад разного уровня, которые снимают стресс у многих выпускников. ЕГЭ надо оценивать как часть общей системы реформы образования. За ним следует повышение качества высшей школы, признание дипломов российских вузов за рубежом, развитие инновационной экономики страны», — такой «рецепт» предложил на пресс-конференции в «Росбалте» председатель постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Законодательного собрания Санкт-Петербурга Константин Сухенко.

Более краткие рекомендации дал активный противник ЕГЭ, ректор МГУ академик Виктор Садовничий: «Закон принят, и его надо выполнять». При этом он сообщил, что на днях достигнута договоренность с министром образования Андреем Фурсенко о том, что неким университетам будет разрешено принимать ЕГЭ по трем экзаменам, а не по четырем, как было утверждено ранее. И что вот-вот появится официальный документ об этом, который, можно предположить, успокоит и абитуриентов, и вузовских работников — ведь система приема давно и прочно отлажена на три экзамена.

До сих пор не утверждены и другие документы, в том числе правила приема в вузы. Или приказ о том, что число баллов, ниже которых оценка будет считаться неудовлетворительной, Рособрнадзор назовет лишь после того, как будет проведен ЕГЭ по тому или иному предмету.

На сегодняшний день официально опубликованы 2 документа по ЕГЭ-2009: первый — список вузов, при поступлении в которые необходимо будет пройти дополнительные испытания, второй — сроки и расписание ЕГЭ-2009.

В результате «следить за официальными источниками информации о ЕГЭ» — все равно, что играть шахматами в шашки.

Неонилла Ямпольская

Список вузов

В список вошли: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Московский государственный педагогический университет, Московский физико-технический институт (государственный университет), Московский государственный лингвистический университет, Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития и торговли РФ, Государственный университет — Высшая школа экономики, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербургский государственный университет, Академия народного хозяйства при правительстве РФ, Московский государственный медико-стоматологический университет, Московская государственная юридическая академия, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, Финансовая академия при Правительстве РФ, Российский государственный гуманитарный университет, Волгоградский государственный медицинский университет, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, Российская академия правосудия, Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова, Российский государственный медицинский университет, Московский государственный университет печати, Северо-Кавказский государственный технический университет, Государственный университет управления, Московский государственный институт международных отношений (университет).

Сроки и расписание ЕГЭ-2009

Выпускники общеобразовательных учреждений с правом прохождения досрочной аттестации могут сдавать ЕГЭ в третьей декаде апреля.

ЕГЭ по русскому языку состоится 21 апреля, по математике – 23 апреля, по иностранным языкам, а также по литературе и физике – 25 апреля. 27 апреля будет проведен ЕГЭ по информатике и информационно-коммуникационным технологиям, а также по биологии и обществознанию. 29 апреля состоится сдача ЕГЭ по истории, географии и химии. Не сдавшие экзамен по уважительным причинам, смогут пройти аттестацию 30 апреля.

Выпускники школ 2009 года, учреждений начального и среднего профессионального образования, а также лица, получившие среднее образование за рубежом, будут сдавать ЕГЭ с 26 мая по 19 июня. Согласно приказу Рособрнадзора, для этой категории выпускников на 26 мая запланирован экзамен по информатике и информационно-коммуникационным технологиям, а также по биологии. 29 мая состоится экзамен по русскому языку, 1 июня – по географии и литературе, 4 июня – по математике, 8 июня – по иностранным языкам, 11 июня – по обществознанию и химии; 15 июня – по истории и физике.

Участники ЕГЭ этой категории, не сдавшие экзамен в установленные сроки по уважительным причинам, смогут сдать 11 июня русский язык, 15 июня – математику, 18 июня – иностранный язык, а также обществознание, биологию и физику. 19 июня выпускники данной категории могут сдавать ЕГЭ по географии, химии, литературе, истории, информатике и информационно-коммуникационным технологиям.

Выпускники прошлых лет, а также выпускники 2009 года, не имевшие возможности сдать ЕГЭ в установленные сроки, смогут сдавать экзамены в июле. 7 июля выпускники данной категории могут сдавать ЕГЭ по русскому языку, химии, информатике и информационно-коммуникационным технологиям. 10 июля предусмотрена сдача экзаменов по математике, литературе, иностранным языкам, 13 июля – по обществознанию, географии и физике, 15 июля – по биологии и истории. 17 июля выпускники данной категории, не сдавшие ЕГЭ по уважительным причинам в установленные сроки, смогут пройти аттестацию.

Сдача ЕГЭ во всех регионах страны начинается в 10 часов утра по местному времени. Экзамен по математике, литературе, информатике и информационно-коммуникационным технологиям длится 4 часа, по физике, истории, обществознанию – 3,5 часа, по русскому языку, биологии, географии, химии – 3 часа, по иностранным языкам – 1 час 50 минут.

http://www.rosbalt.ru

ВУЗы // // Просмотров: 7 593