В Совете Федерации начала работу независимая комиссия по оценке
результатов эксперимента по введению Единого государственного
экзамена.
Комиссию возглавил Председатель палаты Сергей Миронов. По его словам,
ЕГЭ задумывался как эксперимент. Вот уже семь лет он реализуется. При
этом никаких обещанных итогов эксперимента нет. Априори он считается
успешным. Именно поэтому, видимо, в 2008 году завершился так
называемый переходный период и с 1 января 2009 года ЕГЭ стал
обязательной формой проведения итоговой аттестации в России. То есть
сдавать его в этом году будут все, кто хочет получить высшее
образование. Несмотря на всеобщую "обязательность" ЕГЭ, остается
немало нерешенных вопросов. Например, как быть людям, решившим
получить второе высшее образование, или тем, кто уже имеет среднее
профессиональное образование? Что делать иностранцам, которые
приезжают учиться в Россию?
Опасения вызывают и результаты ЕГЭ в минувшем году. Почти четверть
выпускников не справилась с экзаменом по основным предметам —
математике и литературе. Основная причина "неудов" не только низкий
уровень образования. Учителя жалуются на повышенную сложность ряда
заданий, некорректно составленные вопросы, возможность проверяющим
вольно трактовать некоторые ответы учеников и даже компьютерные сбои.
Неудивительно, что из 20 тысяч апелляций на результаты ЕГЭ более трети
было удовлетворено.
Ожидать улучшения в этом году не приходится.
Ведь в 2008 году работала система "два плюс один". То есть даже те, кто
сдал экзамен на "двойки", получали дополнительный балл к оценке и
могли рассчитывать на аттестаты. В этом году поблажек уже не будет.
Что делать тем, кто окончит школу со справкой об обучении в
образовательном учреждении вместо аттестата? Попытаться еще раз сдать
экзамены они смогут только через год.
Спорной остается и сама форма экзамена — тестирование. Насколько оно
применимо, например, к гуманитарным дисциплинам, большой вопрос. А
примеры тестовых вопросов, которые привела на заседании сенатор
Людмила Нарусова, действительно не выдерживают никакой критики. Все
усилия учителя сводятся к тому, чтобы ученик механически зазубрил даты
или порой малозначительные детали литературных произведений.
Единственным, кто сказал хоть что-то положительное о ЕГЭ, оказался,
как ни странно, учитель математики одной из петербургских школ Дмитрий
Гущин. По его словам, с появлением единого экзамена впервые были
согласованы выпускная и вступительная программы. Ведь не секрет, что
разные вузы требовали от абитуриентов различный объем знаний по одной
и той же дисциплине. А ЕГЭ хотя бы четко определил тот уровень знаний,
которым должен обладать ученик. Форма проведения экзамена также, по
его словам, имеет свои плюсы. "Необходимо сравнить и сказать, что
лучше: писать одно большое сочинение на шести страницах, как было
раньше, или дать несколько развернутых ответов на разные темы, как
предлагает система ЕГЭ? Не стоит забывать, что большая проблема в
наших школах — это повальное списывание тех же сочинений. И с этим
также надо бороться", — заключил он.
Очевидно, что споров о ЕГЭ будет еще немало. Уже в весеннюю сессию
Государственная Дума, по словам депутата Олега Смолина (КП РФ),
планирует рассмотреть два законопроекта: "Об обеспечении равного
доступа к высшему образованию" и "О добровольности ЕГЭ".
Дата: 06.02.2009
Название: Споры о ЕГЭ продолжаются
Автор: ОЛУДИНА ЕЛЕНА, ПОНОМАРЕВА ЕЛЕНА, СОКОЛОВА МАРИЯ,
СТРОЙНОВА ОЛЬГА, ТКАЧ АННА
Издание: ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА
*******************************************************************
С 1 января 2009 года окончательно вступил в силу Федеральный закон о
введении Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Основываясь на нем,
министр образования и науки издал приказ о порядке проведения итоговой
аттестации выпускников этого года и порядке их зачисления в вузы на
основе ЕГЭ.
ПОКА ЕЩЕ МАЛО кто понимает, что же всё-таки произошло. Но фактически
мы являемся свидетелями крушения всей системы итоговой аттестации
выпускников средних общеобразовательных школ, потому что в
соответствии с новым положением реально за курс средней школы сдаются
теперь лишь два экзамена: русский язык и математика. Да и они — в
тестовой форме. Это означает, что российская школа вплотную
приблизилась к параметрам церковно-приходской школы конца XIX века. Но
даже там сдавали четыре итоговых экзамена. Добавлялись
церковнославянский язык и Закон Божий.
ЕГЭ теперь сдаётся по выбору ученика, в зависимости от профиля того
вуза, в который он задумал поступать. Фактически это означает, что
выпускник школы, выбрав вуз определенного профиля, может вообще больше
не обращать внимания на те предметы, которые ему не придется сдавать в
форме ЕГЭ. Это уже само по себе является грубейшим нарушением принципа
фундаментального классического образования, на котором всегда была
построена деятельность российской школы. Кроме того, ЕГЭ создает
полную чехарду в процессе обучения выпускников старших классов и
делает работу педагогического коллектива попросту бессмысленной, ибо
главной фигурой в этой системе становится не учитель, а репетитор по
конкретному предмету.
В соответствии с новым положением не сдавшие на положительную оценку
два обязательных экзамена — русский язык и математику вообще не
получат аттестат о среднем образовании. И, естественно, не будут
допущены ни к каким дополнительным ЕГЭ для поступления в вуз.
Ни для кого сегодня не секрет, что ситуация с качеством знаний наших
выпускников год от года всё больше и больше ухудшается. И винить в
этом самих учеников или их учителей — дело совершенно безнадежное.
Российская школа целенаправленно движется вниз, потому что, несмотря
на все заверения руководства страны, образование давно уже не является
у нас приоритетным направлением. Доказательством служит то, что все
последние годы расходы на образование в России не превышают 3,5% ВВП.
И никакие "нацпроекты" никого не должны вводить в заблуждение. Сегодня
для нормального функционирования системы образования нужно
расходовать, как минимум, в два раза больше средств. К примеру, наши
европейские коллеги направляют на развитие образования в среднем 7-8%
ВВП, США — 11%, Китай — 12%, Япония — 14%, Финляндия — 16,5%, а Южная
Корея — 23-25% ВВП. Фактически это означает, что российская система
образования влачит сегодня нищенское существование. Очень редко на
всех уровнях вспоминают о том, что более 26 тысяч российских школ (или
42%) вообще по своим параметрам не соответствуют никаким нормам по
обучению и воспитанию детей. И на этом фоне тратятся немыслимые
средства на сомнительные эксперименты типа ЕГЭ. Всего за годы этого
эксперимента из источников всех уровней было потрачено около одного
миллиарда долларов.
Таким образом, мы имеем весьма неприглядную картину. Нищий учитель на
практически нулевой учебно-материальной базе может дать уровень знаний
лишь между оценками "2" и "3". И заявления руководителей Министерства
образования и науки о том, что нацпроект "Образование" или ЕГЭ могут
способствовать повышению качества знаний,- это чистейшей воды
лукавство и беспардонный обман. Более того, статистика показывает, что
уровень образования с каждым годом ухудшается. Если в 2007 году
количество "двоек" на ЕГЭ по русскому языку было 8,8%, то в 2008 году
— уже 11,2%, а в 2009 году эта цифра ожидается на уровне 13%. В 2007
году по математике на ЕГЭ получили оценку "два" 21,1% выпускников, в
2008 году таких стало уже 23,5%, а в 2009 году их будет не менее 27%.
Это означает, что не менее 11-12% выпускников этого года имеют шанс
получить сразу две "двойки" по двум основным предметам и остаться в
итоге без документа о среднем образовании.
В абсолютном значении число
выпускников, вышедших из стен школы со справкой, или, как её многие
называют, с "волчьим билетом", может составить от 100 тысяч до 120
тысяч человек.
То есть в условиях разворачивающегося в России экономического кризиса
эта армия молодых людей будет попросту выброшена на улицу без
каких-либо перспектив на будущее. Ибо на работу их никто не возьмет, а
любые пути к дальнейшему продолжению профессионального образования для
них закрыты.
Не более благополучной будет судьба и у тех, кто всё-таки получит
аттестат. Им придется сдавать дополнительно несколько экзаменов в
форме ЕГЭ. И далеко не все из них сумеют преодолеть установленный
Рособрнадзором высокий проходной балл для зачисления в вузы.
Результатом явится то, что значительная часть бюджетных мест так и
останется вакантной, а выпускники, не сумевшие преодолеть столь
высокий барьер, будут выброшены на и без того переполненный рынок
труда. Незаполненные же бюджетные места будут сокращены за
ненадобностью. Это станет еще одним шагом к полной ликвидации
бюджетного высшего профессионального образования. Кстати, в отличие от
основных развитых стран мира (Германия, Франция, Япония и др.),
значительно расширяющих систему бюджетного (бесплатного для граждан)
высшего профессионального образования, Россия давно уже идет в
обратном направлении. И к 2020 году мы рискуем вообще утратить
бесплатное высшее профессиональное образование. В таком случае
говорить о каком-либо переходе к обществу, основанному на экономике
знаний (как это продекларировано в известной программе "2020"), просто
смешно.
Дата: 06.02.2009
Название: ЕГЭ: и грянет гром
Автор: СЕРГЕЙ КОМКОВ.
Издание: ПРАВДА
http://www.edu.ru