Можно выделить восемь инстинктов человека. Один из инстинктов доминирует, формируя тип личности человека, и люди разделяются по отношению к себе, к другим и к жизни, а также по своему призванию, в согласии с типом личности по инстинктам, к которому они относятся.
"Эгофильный" (лат. ego — я, filio — люблю, отсюда "эгофильный" — люблю себя) тип личности по доминирующему инстинкту характеризуется тем, что по своей генетической природе, т.е. по ведущему инстинкту, индивид повышенно эгоистичен, склонен к боязливости, страху, весьма осторожен, осмотрителен, нерешителен, опасаясь совершить ошибку и нанести этим ущерб своей безопасности и своему благополучию. "Эгофильные" избегают малейшего риска, "перестраховщики". В детстве "эгофильный" отличается повышенным страхом одиночества, отрыва от матери, недоверчивостью к незнакомым людям, страхами темноты, воды, высоты, болезни, подозрителен к пище — из боязни заболеть. Короче, это робкий ребенок.
Как правило, он послушен в детском садике, в школе — аккуратен, старателен и усерден. К нему хорошо относятся воспитатели и учителя. Но он эгоистичен, боязлив и не авторитетен у сверстников. Он нередко испытывает агрессию с их стороны. И он нервничает, боится "хулиганов", "злых", жаждет "индивидуального обучения". Встреча с угрозой своей безопасности, агрессией для "эгофильного" — тяжелая психическая травма. У него возникает страх перед реальностями жизни, формируется неуверенность в себе, пессимизм.
Второй "фемининный" инстинкт — инстинкт продолжения рода. Если он доминирует у человека, то речь идет о "генофильном" (genus — род, отсюда "генофильный" — любящий свой род, в наше время это — любящий свою семью) типе личности по доминирующему инстинкту. У взрослых этот инстинкт проявляет себя чрезвычайно выраженной любовью к своим детям, повышенной заботой о них, тревогой в отношении их безопасности, здоровья и благополучия.
"Генофильные" взрослые — "сверхотцы" и "сверхматери". Болезнь, угроза жизни их детям — тяжелейшая психическая травма для них. И безопасность детей, их благополучие — основной смысл жизни для "генофильных"! У них формируется неуверенность в себе, специфическая — "генофильная". Это неуверенность в своей способности защитить своих детей и обеспечить их благополучие. Они панически боятся увольнения с работы, инвалидизации, но, опять-таки, не за себя они боятся, а за детей, поскольку инвалидизация, потеря работы для них — удар по благополучию детей.
"Генофильные" дети — это дети, фиксированные на семье, на ее благополучии, на отношениях в семье — отношениях между отцом и матерью, между родителями и прародителями (дедушками и бабушками). Особенно тесно они взаимосвязаны с матерью. Это неразрывная — "симбиотическая связь". Ребенок "повисает" на матери, ревниво относится к любой ее попытке оставить его хоть на миг с другими, даже членами семьи, особо тяжело реагирует на направление его в детский сад, а особенно — в больницу, требует, чтобы мать стояла за дверью класса, когда он в школе, и протестует против ее попытки устроиться на работу. Весь мир вокруг семьи для этого ребенка — враждебен, угроза для него. И у него формируется мучительная неуверенность в себе, он тревожен по отношению к миру вне семьи.
«Маскулинные» типы личности.
Следует учитывать, что у человека, индивидуально, инстинкты выражены различно. И у одного, например, инстинкт свободы, врожденно, — на первом месте, у другого — на среднем уровне, а у третьего, по своему звучанию, среди потребностей, — в конце.
Те дети, у которых инстинкт свободы выражен средне, воспитываются так, чтобы у них не развивались тенденции эгоизма, а с этим и тенденции свободы — до разнузданности ее, но они не подавляются. Это спокойные, в данном аспекте, дети. Им легко внушить понятия "нельзя, надо и стыдно". Те, у кого инстинкт свободы выражен слабо, — нуждаются в поощрении у них тенденций свободы, чтобы они не становились жертвами лидеров, тех же — "либертофильных", и чтобы они не прожили серую, бесцветную, бескрылую жизнь, не позволили ничему и никому загнать их в оглобли "рабства".
У кого инстинкт свободы на первом месте, — "либертофильные" (лат. libertas — свобода), и это врожденно свободолюбивые! И они, как правило, "трудные дети".
"Либертофильные", как дикие мустанги в прериях, не терпят "узду" — социальные требования к ним, и "седло" — отвергая "надо!", обязанности, ответственность и трудолюбие. Они жаждут одного — "гулять!", "хочу — и кончено!". И они пренебрегают учебой, потом — работой, ответственностью перед семьей…
Встретившись с этой тенденцией у своего ребенка, родители управляют ею, не подавив в ребенке свободу, но обуздав ее. Это и есть воспитание в нем жестких требований "нельзя, надо и стыдно!". И это борьба за достойную судьбу ребенка, за то, чтобы он не стал "трудным, проблемным" для родителей, учителей, а потом и общества. Общество, в целом, отвергает "либертофильных", как суперэгоистичных, как "трутней", как склонных к асоциальности, когда не признают правил, законов, обязанностей, нравственности и морали. В результате, "либертофильные" "ломаются", преследуемые неудачами, или изолируются.
Есть "агрессивный" тип личности по доминирующему инстинкту. Это дети, у которых природно, на первом месте, расположен инстинкт агрессивности. Это дети, которые по натуре своей достигают желаемого бесстрашным натиском, бескомпромиссно, ломая преграды, силовым методом. Это тот случай, когда, если дверь заперта, а ключа нет, ее взламывают, и на удар отвечают двойным ударом, и говорят всем, без различия и без колебаний, правду в глаза. Это — "генетические воины". Они веками, вырастая, без сожалений покидали своих родителей-крестьян и уходили в дружину князя, а там их принимали как "своих", как природных воинов — по взгляду, по повадкам, по поведению.
На Древнем Востоке людей разделяли по повадкам, на "тигров", "волков", "буйволов", "овец", "лошадей", полагая, что "тигры" — природные воеводы, а "волки" — "воины-солдаты". "Волки" — это "агрессивные", "тигры" — лидеры среди воинов. Сегодня "агрессивные" необходимы и для контрактной военной службы, и на гражданской службе — в делах, требующих мужественности. Они достигают желаемого бесстрашием, прямыми путями, без хитрости.
Агрессивность у таких детей не подавляют, она лежит в основе их призвания, приспособления к жизни. Это мужественные люди и такими они нужны обществу. Им необходимо привить основы инстинкта альтруизма: великодушие и сочувствие по отношению к слабым, чувство меры во всем, разумность компромисса в решении проблем и понятие "стыдно". Их агрессивность, если она не смягчена великодушием и нравственностью, может стать причиной "трудности по агрессивному типу", и тогда им "ломают рога" или их изолируют от общества.
Есть "исследовательский" тип личности по доминирующему инстинкту. Это дети, у которых на первом месте расположен инстинкт исследования. Это будущие ученые, изобретатели, путешественники — по профессии творческие люди. Они мужественны, пытливы, свободолюбивы. Творчество — их призвание и судьба. И с ними все ясно.
Их призвание следует поощрять, их творчеству — предоставить свободу и условия, но необходимо воспитывать в них интерес к жизни в целом, чтобы они не развились в узких интересах "творчества — вместо жизни", не "шизоидировались" — думая и живя однобоким интересом к "науке о моллюсках"… И это тот случай, когда особо актуально воспитание разностороннего человека, которому "не чуждо все человеческое".
Их нет среди "трудных", они никогда никому умышленно не приносят вреда. Они, чаще всего, замкнуты и нередко одиноки. Этот тип личности еще и иллюстрация к тому, как различны дети, индивидуальны, и как верна молитва: "Господи, помоги мне понимать других, а другим понимать меня и быть терпимыми ко мне — такому, какой я есть".
"Дигнитофильный" (лат. dignitas — достоинство) ребенок отличается тем, что у него обостренное чувство достоинства. Это дети, которые нетерпимы к унижению. Они мужественны и бесстрашны, отстаивая свое достоинство. Склонить голову, молча, покорно снести оскорбительную для них ситуацию, их не заставит никто. Будучи еще детьми, они готовы на любые гонения, наказания, но не пойдут в школу, где их пытаются унизить. Они будут драться с сильным, с толпой, но не капитулируют. Когда они вырастут, они будут готовы погибнуть в борьбе, но сохранить свое достоинство.
Однако этот инстинкт есть, как и все другие инстинкты, — в каждом. Но он — особый, потому что его укрепление чаще всего приводит одних — к неврозу, других — к инфаркту миокарда. Это самая хрупкая, "на разрыв", струна в душе человека. И родители должны знать и помнить — не унижайте своих детей и не позволяйте их унижать другим, иначе вы ожесточите или "сломаете" их духовно и физически! Это — главное в воспитании! Нет достоинства — нет личности. И дети с ущемленным чувством достоинства — не личности, а "не личность" — не человек!
Инстинкт альтруизма — вершина инстинктивных программ отношения человека к себе, к другим и к жизни. Если он у человека на первом месте, этот человек — альтруист. Альтруист — праведник среди людей, мудрец. У альтруистов не бывает неврозов и психосоматической патологии. Ребенка-альтруиста более всего характеризует его ответ на вопрос, почему он не дает отпора агрессивному сверстнику — "да как же я его ударю, ведь ему будет больно…". Мало кто понимает и, тем более, принимает заповедь: "Если тебя ударили по одной щеке, подставь другую…" А в ней огромная альтруистическая мудрость. Она — в троеточии: "Если тебя ударили, и ты ударил ответно, это примитивные, животные отношения между людьми, вечная причина войн, зла. Если тебя ударили по щеке, и ты подставил другую, человеку станет стыдно, и он уже никого не ударит, если речь не идет о защите жизни… И ты пробудишь в человеке совесть. Ты преподашь ему урок альтруизма. А если ударит, подставившего ему вторую щеку, он — не человек, и будет сурово наказан Богом, сам и в потомстве своем!"
О темпераменте.
Остановимся, вкратце, еще на одном факторе, характеризующем индивидуальность, — на темпераменте. Это врожденный стиль приспособления человека к жизни, его восприятия и реагирования на все вызовы жизни. Есть три темперамента: холерический, сангвинический и флегматический. Это знают все, но редко кто из родителей учитывает данное обстоятельство, воспитывая своих детей. А между тем, подавляя темперамент ребенка, его ведут прямой дорогой к неврозу или психосоматической патологии, подавляя его индивидуальность.
Ребенок "холеричен", и он настойчив, упрям — по природе своей. И он, как "танк", идет к своей цели. У него сильно выражены тенденции инстинктов агрессивности, доминирования, достоинства. Он — "воин". Его не остановить на пути к его цели. На "силовое давление" от отвечает яростным сопротивлением, и его не согнуть — он не "лоза", он не "гнется", он, как "оглобля", которую можно только сломать. Он таким родился, это его натура, он таким нужен людям — отважный, мужественный первопроходец там, где особо трудно и опасно.
Ребенок "сангвиничен", он — быстрый, подвижный, гибкий. Он быстро думает, он "выдумщик". У него сильно выражены инстинкты свободы, исследования. Он неугомонный. За ним не уследить, не поспеть, от него — "болит голова", от него устают. Бабушки и дедушки, выходя с ним на прогулку, запасаются валидолом. У "холеричного", если его убедить в чем-то, и он пообещает что-то, — крепкое слово. А у "сангвиника" — все легкомысленно. Он искренне пообещал что-то, но тут же забыл об этом, он согласился с чем-то и тут же забыл о чем шел разговор. Он просто весел, всегда жизнерадостен. Если он всплакнул, то это, как летний дождик: брызнуло и вновь — солнце. Но он оптимистичен, остроумен, с ним веселее жить, бороться, переносить трудности — всем.
Ребенок "флегматичен". Он с младенчества солиден, ответственен, послушен, но он тугодум, медлителен, "крепок задним умом". Он всегда и во всем опаздывает, он всегда позади всех. Что-то в школе надо сделать, записать, сдать работу и выйти из класса. Урок — 45 минут. Через 15 минут уйдут все "сангвиники",через 30 минут — "холерики". Остаются все "флегматики", и вот звонок, урок закончен, "флегматики" не успели завершить работу…
А родители, воспитатели, учителя — другие, и они требуют от "холерика повиновения, от "сангвиника" — "серьезности", дисциплинированности, усидчивости, а от "флегматика" — быстроты, но это против природы этих детей, их индивидуальности. И эти дети впадут в невроз или, сопротивляясь попытке "сломать" их, станут "трудными" детьми, подростками. А "флегматики" в конце концов неспешно достигают большего, чем "холерики" и "сангвиники".
Кто-то спросит: а где же меланхолический темперамент? На самом деле, такого типа темперамента нет, а есть "меланхолический характер", и он как раз формируется у тех детей, истинный темперамент которых подавлен, "сломан". Это дети, у которых постоянное давление на них, недовольство ими, погасили самое существенное, что характеризует детство — оптимизм. И сформировался "пессимистический — меланхолический характер" унылого, отрицающего все хорошее, ни во что не верящего, потерявшего надежду на будущее человека.
А следовало своевременно определить, каким ребенок родился, какова его индивидуальность, и, учитывая ее, готовить ребенка, индивидуально, к его судьбе. И пусть "холерик" останется "холериком", "сангвиник" — "сангвиником", "флегматик" — "флегматиком".
"Холерик" пойдет своим путем воина — и на войне, и в мирной жизни, выбирая профессии, где необходимо особое мужество, упорство, бесстрашие.
"Сангвиник" выберет путь, где его быстрота, гибкость ума, ловкость, находчивость будет максимально востребована и реализована, и он станет летчиком-испытателем, гонщиком в ралли, врачом скорой помощи, виртуозом в сфере услуг и во всем другом, что требует остроумия, молниеносной реакции, общительности, инициативы и веселого нрава.
А "флегматики" пусть научатся организовывать свое время и найдут себя там, где ценится глубокая продуманность решений и поступков, где важно качество, а не количество, солидность, а не быстрота реакции, основательность во всем, малословность и надежность. Ведь в конце концов — важен результат. Медлительные достигают результатов позже других, но каких результатов! Народ мудро отмечает: "Тише едешь, дальше будешь".
Источник: Интернет.