Доклад по истории «Реформация и контрреформация в Европе»

Реформация


Суть
Реформация в XVI в. – важнейший переломный этап в истории западноевропейской христианской церкви, духовный переворот, в результате которого был подвергнут пересмотру ряд догматических положений, возникли новые конфессиональные течения и национальные церковные организации. Отражая кризис католицизма, Реформация в то же время позволила преодолеть его, адаптировав христианскую веру к потребностям и этическим запросам современного ей общества.

Причины
XV–XVI века были для Европы временем религиозных исканий. В результате изобретения книгопечатания Библия и комментарии к ней стали доступными не только для священнослужителей, но и для многих грамотных людей.

Мартин Лютер был священником.
Он считал что Библия должна быть доступна для всех, а не только для тех кто знает латынь.
Церковь должна помогать понять Библию. Имущества у неё быть не должно.
Идея продажи индульгенций возмущала его.

Он перевел Библию на немецкий язык.
Мартин Лютер выступил против пышного богослужения на латыни, осуждал паломничество, почитание икон и мощей святых, а из семи церковных таинств предлагал оставить лишь те два, которые упоминаются в Библии, – крещение и причащение. Со временем он «добрался» и до центра Католической церкви – Святого Престола, подвергнув резкой критике его пороки и претензии.
У учения Лютера появилось много поклонников.

Однако он не контролировал события.
В Реформации появились разные направления, выражавшие интересы различных слоев общества. Сам Лютер оказался сторонником умеренного течения, стремясь опереться на ¬реформу Церкви с переустройством общества в целом.

На юго-западе Германии летом 1524 г. вспыхнула крестьянская война.
Восставшие составили несколько программ, в которых сформулировали свои требования. В одной из них – «Статейном письме» – всем дворянам и служителям Церкви предлагалось отказаться от своих привилегий и начать жить и трудиться как обычные люди. В противном случае они будут поставлены вне общества, а замки и монастыри – разрушены.
В мае 1525 г. мятеж был подавлен.
Положение крестьянства в целом ухудшилось, его сословное неравенство сохранилось.

Мартин Лютер резко осудил повстанцев, закрепив свой союз с князьями и городской верхушкой. Теперь, после поражения народной Реформации, многие князья больше не считали поддержку Лютера опасным делом. Они перешли на сторону Реформации и присвоили себе церковные владения. Главой Церкви в каждом княжестве становился его государь.
Когда на рейхстаге 1529 г. католики оказались в большинстве и потребовали отменить завоевания Реформации, сторонники Лютера – лютеране – заявили протест. С этого времени их стали называть также протестантами.
Позже этот термин распространился на всех сторонников Реформации в Европе.
В Германии образовались две группировки княжеств: на юге и западе страны преобладали католики, на севере и востоке – протестанты.

К тому времени Реформация давно перешагнула границы Германии. Число сторонников Лютера множилось всюду.
По инициативе королевской власти Реформация по лютеранскому образцу была проведена в Англии, в Дании с подвластными ей Норвегией и Исландией, в Швеции с подвластной Финляндией. В каждой из этих стран Церковь возглавил монарх. Таким образом, к середине XVI в. лютеранство возобладало в нескольких европейских странах.

Кальвинизм

В середине 30-х гг. XVI в. в Реформации возникло новое направление – кальвинизм.

Самым младшим и наиболее радикальным реформатором был Жан Кальвин, действовавший в Женеве, где он создал теократическое государство, управляемое на основе «Божественного порядка».
Кальвин считал, что всеми силами человек должен добиваться успеха, не опуская рук перед трудностями. Решительнее других реформаторов Кальвин подчёркивал высокое достоинство труда, оправдывал стремление к богатству.
Кальвин считал лень величайшим пороком. Он резко осуждал многочисленные церковные праздники, предписывавшие верующим в эти дни не работать.

Жан Кальвин пользовался в Женеве огромным влиянием. По его указанию в городе был составлен проект нового церковного устройства, полностью отличного от католического.
Светская власть стала в Женеве простым исполнителем предписаний Церкви.
Реформы превратили Женеву в унылый и скучный город.
По отношению к своим противникам, будь то католики или протестанты, Кальвин был непримирим, добиваясь их изгнания из города или даже казни.

Со временем сторонники Кальвина появились во многих странах: в Англии и Шотландии, где они именовались пуританами (от лат. purus – чистый), в Нидерландах и на родине Кальвина – во Франции. Позднее эмигранты из этих стран, спасаясь от преследований властей, уезжали в Новый Свет и переносили идеи Кальвина в Северную Америку.
Итог
К основным итогам Реформации в Европе я бы отнес следующие:

подорваны основы католической церкви;
появление множества национальных церквей;
рост культуры и образования у населения Европы;
капиталистические отношения пришли на смену феодальным экономическим;
появление и распространения в Европе нового направления в христианстве — протестантизма;
распространение текста Библии среди широких масс населения.
Контрреформация и «католическая реформа» в Европе

Церковная политика, призванная остановить распространение новых учений, получила название «Контрреформация».

Некоторые страны Европы остались католическими, прежде всего, Италия и – благодаря решительным действиям инквизиции – Испания. В этих странах возникли новые ордены, деятельность которых имела ярко выраженную контрреформационную направленность.

Важнейшую роль в Контрреформации сыграл Орден иезуитов (название происходит от лат.– Общество Иисуса). Его основал испанский дворянин Игнатий Лойола (1491–1556).
Помимо обычных монашеских обетов бедности, безбрачия и послушания, члены ордена давали особую клятву верности Папе.
Иезуиты старались привлечь к себе как можно больше сторонников. Для этого они открывали университеты, школы, больницы.
Стремясь вернуть в католицизм молодёжь, иезуиты много занимались воспитанием детей.


Во второй половине XVI века католические теологи – сторонники «католической реформы» – также занялись переводом Библии на национальные языки.

В 1542 г. в Риме был создан верховный инквизиционный трибунал, власть которого в делах веры распространялась на все католические страны. Многие замечательные мыслители были вынуждены отречься от своих взглядов или погибнуть на эшафоте.
Расправы дополнялись строжайшей книжной цензурой. В католических странах ни одна книга не могла быть напечатана без дозволения инквизиторов.
Многие «неугодные» книги сжигались.
Для обсуждения разногласий между Протестантами и Католиками в 1545 г. Папа Римский Павел III, решился созвать собор в итальянском городе Тренто (по-латыни – Тридент, отсюда и название собора – Тридентский), обеспечив на нём преобладание своих сторонников.
Собор заседал с большими перерывами в течение 18 лет. Многие ожидали от него коренных реформ, но этого не произошло: все положения католицизма остались неизменными, а власть Папы даже усилилась.

Итог
Укрепив свои ряды, Католическая церковь отказалась от любых уступок протестантам и попыталась восстановить своё прежнее влияние. В Германии после упорной борьбы ей удалось вернуть себе значительные территории на юге и западе страны. Противоборство католиков и протестантов в Европе, и особенно в Германии, нарастало, крупное военное столкновение между ними становилось неизбежным.