Чтобы говорить поменьше «нельзя»

19e9a337674d

Как хочется говорить своему ребенку только «можно».
Только так не получается.
Слово «нельзя» просто необходимо, иногда жизненно необходимо. Только детям, конечно, не слишком хочется его слышать, а родителям говорить.
Что же делать.
Некоторые «нельзя» придется оставить и сделать табу, а некоторые можно скорректировать, подобрать альтернативу.

Заранее исключаем из поля видимости ребенка опасные «нельзялки».
Убрать лекарства, моющие средства, острые и режущие предметы из поля зрения ребенка, а выключатели, игрушки — наоборот, в пределы его досягаемости. Тогда не понадобятся бесконечные родительские «нельзя» и детские «дай» и «достань». Профилактически ликвидируется сам предмет конфликтной ситуации или ситуации, позволяющей лишний раз почувствовать ребенку свою беспомощность и зависимость от взрослых. Тут и родители получат некоторую свободу и ребенок.

Объясняем почему «нельзя» на понятных ребенку примерах.
Главное правило — объяснить непонятное можно только с помощью понятного, того, что уже было в чувственном опыте ребенка. Поэтому бесполезно пытаться объяснить годовалому ребенку, к примеру, опасность выбегания на дорогу с помощью таких понятий, как смерть, ДТП, травма. Я встречала в жизни пример, когда ребенку показывали сбитую машиной мертвую кошку в качестве иллюстрации того, что может случиться, если выбегать на дорогу: кошка больше не может бегать и играть. Оказалось очень действенно, потому что наглядно (но нужно понимать, что совсем маленький ребенок не отличит мертвую кошку от спящей!).

Совсем маленькие дети прекрасно понимают язык жестов, мимики, интонации, эмоциональных проявлений. Например, годовалому ребенку лучше мимикой и жестами передать мамин испуг от опасности, которая скрывает в себе розетка, чем объяснять, что там сидит загадочное «электричество».

Если мы хотим научить ребенка опасаться горячего, можно дать ему потрогать сначала теплую воду, потом горячее, потом еще горячее.

Хорошо работает метод отсроченных последствий.
Ребенок, балующийся с водой, должен некоторое время походить в мокрой одежде, чтобы почувствовать, что это не очень приятное последствие его баловства. Альтернативный подход — разрешить баловаться в подходящей одежде или вовсе без нее вместо запрета (ходить по лужам босиком или в резиновых сапогах вместо сандалий).

Для более старшего возраста подойдут сказки, метафоры, иносказания.
Дети прекрасно понимают этот язык. Придумайте сказки, которые иллюстрируют негативные последствия тех запретов и ограничений, которые вы используете по отношению к своему ребенку.

Идеальный вариант – если ребенок станет вашим соавтором, это поможет ему рассмотреть ситуацию с разных сторон и научит делать собственные выводы.

Использование эффективных психологических приемов.
1) Частица НЕ пропускается ребенком (запрет «не жадничай» читается как указание «жадничай»). Поэтому формулировать лучше в виде конструктивного предложения: «А давай мы с тобой…»

2) Ультимативное указание «НАДО» и «ДОЛЖЕН» тоже чаще всего не срабатывает, вызывает отрицание. Поэтому формулировать лучше, не используя повелительных наклонений, в форме предложения «Давай мы … или… или».

3)Переключение внимания. «Ай, а куда это киска побежала, ну-ка пойдем посмотрим!» вместо «Отойди сейчас же от лужи!»

4) Фразой изменить отношение ребенка к ситуации. Пример: вместо предложения ребенку «не жадничай, поделись каталкой, надо делиться» стоит попробовать сказать «а давай посмотрим, если ему отдать ненадолго твою каталку, он ее будет катать быстро или медленно?»

5)Игра вместо прямого запрета. Если вы стоите у горячей плиты и вбегает ребенок, можно запретить ему подходить близко, а можно предложить, например, поискать и принести вам, например, пирамидку из комнаты, ребенку постарше предложить спрятаться (и громко говорить «иду-иду, ищу-ищу!» или поиграть в города. Все три приема без запрета удалят ребенка от опасной духовки.

6)«Мнимый выбор». Известный пример: вместо указания «надень пижаму» можно предложить «Какую пижамку ты бы хотел надеть – красную или голубую?» Просто – но это работает!