В стихотворении Юлиана Тувима буква М вывихнула ножку, У cломала хвостик, а Р перевернулась и превратилась в мягкий знак. Но ведь такое случается и на самом деле — в детских тетрадках. Если ребенку трудно проанализировать слово и удержать в памяти его состав, вместо «сушек» получаются «шушки», а «окно» становится «онком».
Долгое время считалось: ребенок, который упорно пишет «лапма» или «рампа» вместо «лампа», просто невнимательный и ленивый. Не хочет учиться — вот и все дела! Однако сейчас большинство специалистов уверены, что в основе подобных «промахов» лежат более серьезные причины — несформированность речи или других психических функций (например, памяти или восприятия). Специфические нарушения письменной речи называются дисграфией (проблемы возникают непосредственно при письме) и дислексией (затруднено чтение).
Что это такое?
Не вдаваясь в научные дебри, можно сказать, что дисграфия — это неправильное написание, пропуск или замена буквы в сильной позиции. То есть стойкие ошибки там, где их, казалось бы, сделать просто невозможно. Например, мы четко слышим звуки «д» и «м» в слове «дом», и вопроса, какие буквы писать, у нас не возникает. А у ребенка с дисграфией масса вариантов: том, дон, бом и многое другое — в зависимости от типа и причин нарушения. Но если ваше чадо пишет «граза» или «рости» — марш учить правила и подбирать проверочные слова, потому что дисграфия тут ни при чем. При дислексии малыш делает всевозможные «чудные» ошибки в чтении и к тому же не может научиться читать быстро и выразительно. Как правило, где дисграфия, там и дислексия, поэтому многие логопеды не разделяют их, а называют «специфическими нарушениями письменной речи».
Отчего и почему?
В настоящее время выделяют три основные причины возникновения дисграфии и дислексии.
Наследственность. Некоторые ученые утверждают, будто им удалось обнаружить ген, который как раз и отвечает за предрасположенность человека к дислексии. Однако что это за ген и можно ли его как-то обезвредить, науке пока доподлинно неизвестно. Неблагоприятные факторы, негативно влияющие на зоны мозга, ответственные за умение писать и читать. Эти факторы разнообразны: от токсикозов, которыми мать страдала во время беременности, до заболеваний вроде менингита или энцефалита. На развитии детского мозга отрицательно сказываются резус-конфликты, алкоголизм, курение родителей и даже. их нежелание иметь ребенка!
Социальные причины. Это и атмосфера в семье, и окружение малыша, и его отношение к детскому саду или школе (если учителя чересчур жестко требуют, «чтобы палочки были «попендикулярны», желание писать пропадет у кого угодно), и двуязычие, то есть наличие в семье людей, говорящих на разных языках.
Пусть меня научат!
Диагноз «дислексия» или «дисграфия» обычно ставится детям, окончившим первый класс. Однако сейчас многие родители начинают учить наследников грамоте еще до поступления в школу, и уже при зачислении в первоклашки специалисты могут выявить малышей из «группы риска», а по результатам первого полугодия — определить, кто из них действительно демонстрирует признаки дислексии. Многолетние наблюдения логопедов свидетельствуют: работа с шестилетками эффективна на 70%, в то время как занятия с учениками начальной и средней школы — только на 20–30%.
В младших классах речевые нарушения серьезно осложняют обучение чтению и письму, а в старших — усвоение грамматики и ряда гуманитарных предметов. Нередки случаи, когда из-за трудностей с письменной речью встает вопрос о невозможности пребывания ребенка в общеобразовательной школе. Но чаще всего при помощи учителя и родителей логопед в силах справиться с проблемой. Помните только, что логопед — не репетитор, который «поднатаскает» ваше чадо и обеспечит ему хорошие отметки. Этот специалист подготавливает почву для успешного овладения и правильного применения навыков письменной речи. Именно поэтому он зачастую ведет работу, которая на первый взгляд далека от тетради и ручки: тренирует речевой слух, учит делить слова на слоги и понимать различные речевые конструкции.
Нарушения письма и чтения часто связаны со сбоями в работе головного мозга. Поэтому помимо занятий с логопедом детям часто необходимы специальные препараты, регулирующие мозговую деятельность (их назначает невролог). Бояться не надо — во-первых, сильнодействующих лекарств из-за дислексии никто не пропишет, а во-вторых, правильно подобранные медикаменты помогут малышу быстрее справиться с трудностями.
Сигнал тревоги:
какие ошибки говорят о нарушениях письменной речи?
Развитие дисграфии и дислексии можно предупредить. Поэтому, едва заметив признаки нарушений, следует немедленно обратиться к логопеду!
Нарушения письма
1. Пропуски, вставки и перестановки букв: пака, палкта или пакла вместо палка.
2. Замены и смешения букв, обозначающих похожие звуки. Чаще всего дети путают:
» глухие и звонкие звуки: год вместо кот, почка вместо бочка;
» твердые и мягкие звуки: лук вместо люк, Мыша вместо Миша;
» свистящие и щипящие звуки: зук вместо жук, чудеша вместо чудеса;
» сонорные звуки (то есть образующиеся в основном с помощью голоса — м, н, р, л): рампа вместо лампа, дон вместо дом.
3. «Моторные» ошибки, связанные с движениями руки:
» лишние элементы у букв (Ш с лишними «закорючками»);
» недописанные буквы (нехватка «закорючек» у Ш, И или М);
» «застревание», полный повтор предыдущей буквы: аарбуз вместо арбуз.
4. Ошибки, связанные со зрительным восприятием. Чаще всего малыши путают буквы, визуально похожие друг на друга, например прописные М и Т, Ш; И и Ш; О и А и другие.
Кроме того, ребята могут:
писать несуществующие буквы;
писать буквы и слова зеркально (R вместо Я, ток вместо кот);
неправильно оформлять рабочую строку: наклон и высота букв колеблются;
строчка неожиданно начинается (заканчивается), прыгает вверх или скатывается вниз.
Нарушения чтения
1. Пропуски, вставки, перестановки, замены и смешения букв.
2. Неправильное прочтение окончаний слов.
3. Замена слов по зрительному сходству.
4. «Переворачивание» коротких слов (он вместо но).
5. Нарушение правил орфоэпии (неправильная постановка ударения, чтение непроизносимых согласных и т. п.).
6. «Сращение» слов (два слова читаются как одно).
7. Повторы слогов и слов (внимание! Повторы, помогающие ребенку правильно прочитать слово, допускаются, а вот те, которые приводят к обратному результату, считаются тревожным признаком).
8. Неправильное направление чтения.
Также могут нарушаться:
Скорость чтения. Хотя четких возрастных нормативов не существует, если к концу первого класса ребенок не в состоянии прочесть за минуту 20 слов, следует серьезно задуматься.
Способ чтения. Дети могут читать побуквенно, то есть называя каждую букву вместо слога (ка-о-тэ вместо кот).
Выразительность чтения. Если малышу трудно просто прочитать предложение, вопрос о передаче интонации героев даже не встает.
Смысловая сторона чтения. Ребенок не понимает (или понимает, но не в полном объеме) то, что он прочитал. Ошибок как таковых при этом может и не быть, но стоит задать малышу вопрос по содержанию текста (например, попросить назвать действующих лиц) — и вы наткнетесь на стену молчания.
Пересказ тоже не удается: речь ребенка фрагментированная, содержит избыточную или неверную информацию.
Программа-максимум: как организовать обучение
1. Выбрать хорошую школу.
Насколько престижно заведение, сделан ли там евроремонт и оснащены ли классы в соответствии с новейшими технологиями — в вашем случае вопрос десятый. Решающее значение имеет квалификация как минимум двух людей — логопеда и учителя начальных классов. Расспросите знакомых, пройдитесь по школам самостоятельно и поговорите с этими специалистами — вам ведь важно, кто будет заниматься вашим ребенком? Заодно и продемонстрируете педагогам свое неравнодушие к проблеме и готовность к совместной работе.
2. Сфокусироваться на главном.
А главное для вашего ребенка сейчас — научиться правильно читать и писать. Так что драмкружок и кружок по фото придется отложить до лучших времен — они непременно настанут!
3. Заниматься. Самый эффективный способ научиться читать и писать — вы не поверите! — это читать и писать. Поэтому купите прописи (даже если чадо грызет науку уже не первый год) и терпеливо выводите с ребенком палочки, крючочки и буковки. Следите, чтобы он старался и не допускал ошибок. Замечайте, какие буквы (и их сочетания) даются малышу с трудом, — и уделяйте им больше внимания. Затем можно перейти к переписыванию небольших рукописных текстов и диктантам.
Обязательно проводите работу над ошибками — в противном случае письмо превратится в простое марание бумаги. Слово с ошибкой полагается выписать (каллиграфическим почерком, разумеется) и разобрать: спросите у малыша, сколько в нем слогов, сколько букв и звуков — и какие они. Затем попросите ребенка самостоятельно написать это слово 3–4 раза. Если ошибка допущена не в слове, а в оформлении предложения, проведите аналогичную разъяснительную работу — расскажите своему ученику, что такое предложение, как пишется первое слово и где ставится точка.
Слушая, как наследник читает, следите, чтобы он не «проглатывал» окончания и предлоги. Слово, в котором кроха допустил ошибку, сперва нужно разобрать, а после несколько раз прочесть. Уделяйте внимание не только технике, но и пониманию прочитанного — задавайте вопросы по содержанию текста, спрашивайте, что означают те или иные слова и выражения. И не в коем случае не используйте одни и те же рассказы изо дня в день! Изобретательные хитрованы запоминают текст и «читают» его наизусть на пять с плюсом.
4. Сотрудничать с логопедом и учителем. Обещали специалистам работать сообща? Вот и не отлынивайте! Выполняйте все рекомендации, делайте с ребенком домашние задания, не пренебрегайте советами и не пускайте обучение на самотек.
Источник: интернет.