В старшей школе дети уже начинают воспринимать себя, как личность, нацеленную на будущее. Более серьезно задумываются о выбираемой профессии. Появляются определенные нравственные убеждения. Человек уже оценивает свои и чужие поступки с точки зрения своего морального кодекса. Другие люди начинают оцениваться не только по внешним признакам, но и более глубоко. Старшего школьника уже интересуют личные и моральные качества личности. Интересуют конкретные поступки и их характеристика.
Того же они ждут и от окружающих. Они с большим основанием, чем подростки стараются встать на одну ступень со взрослыми. Стремится, что бы его признали равным.
Выражается это по-разному. Каждый действует в соответствии с выстроенными моральными принципами. Стоит отметить, что в этом возрасте пик агрессии обычно немного понижается. Многие неожиданно начинают хорошо учиться, некоторые наоборот – забрасывают предметы, которые по их мнению им не пригодятся в жизни.
От родителей требуется теперь не только терпение и понимание, но и признание права ребенка на самовыражение, самоопределение. Если это самовыражение не принимает крайних форм в виде наркомании, воровства, азартных игр, увлечения сектами и т.д., нужно позволить ребенку самостоятельно взрослеть.
Если в этом возрасте не уважать своего ребенка, как личность это может вылиться как минимум в полное отчуждение от родителей.