Барокко.

    Рубеж 16-17 веков ознаменовался вереницей величайших научных открытий. Это была благодатная и драматичная пора слома привычных представлений о мироздании, смены мировоззрения. В конце 16 века, в результате эволюции Возрождения, появляется новый исторический художественный стиль- барокко. Ему было суждено блистательно царствовать в Западной Европе в 17- первой половине 18 столетия. Причём в различных странах его стилевые особенности проявлялись не одинаково. В Англии, например, гораздо слабее, чем на «исторической родине», в Италии. Значительное развитие барокко получило во Франции, Германии, Фландрии, Голландии.В архитектуре городских дворцов и загородных резиденций распространяются выпуклые и вогнутые фасады. Ордер становится менее функциональным, чем в эпоху Возрождения, на первый план выходит декоративность. Собранные в пучки колонны, пилястры, появившиеся витые колонны, плюс фронтоны различных форм, вкомпонованные друг в друга, или разорванные посередине фронтоны придают зданиям чрезвычайную пластическую объёмность и выразительность, эффектно выделяют порталы. Итальянские палаццо поражают колоссальным ордером над нижним цокольным этажом, обилием скульптурного декора. Они имеют парадный, праздничный вид. В Испании особый декоративный колорит сообщает дворцам сплошь покрывающее стену скульптурное убранство, совершенно скрывающее членения фасада.Во Франции преобладает тип дворца п-образной формы, состоящего из центральной постройки и боковых ризалитов. Здание неразрывно связано с парком, разбитым позади него, и почётным двором перед фасадом. Двор отгорожен от улицы железной решёткой с позолотой. Почётные дворы имели и отели- особняки более интимного характера, получившие распространение в 17 веке.В строительстве городских и загородных особняков Фландрии преобладало подражание итальянским палаццо. Порталы украшались изогнутыми фронтонами, балконы — скульптурой и поддерживались кариатидами или атлантами. Несколько выделялись из общего ряда постройки голландского барокко. Богатый бюргерский дом здесь выглядел значительно скромнее, чем дворцы Франции, Австрии и Италии. Из-за дороговизны земли в Голландии были распространены лишь крохотные садики позади здания. Традиционно высокий фронтон усиливал вертикальную вытянутость дома. Красный кирпич, из которого возводились постройки, дополняли ордерные детали из белого камня, использовавшегося в отделке.  Частные интерьеры барокко отличались необычайной торжественностью и пышностью. Это впечатление рождалось в первый же миг, едва входящий попадал в вестибюль здания с парадной центральной лестницей, над которой, ярким пятном сиял расписной плафон потолка. В особняках Англии напротив лестницы устраивался специальный балкон с балюстрадой, за которой мог располагаться оркестр. Парадные залы находились на втором этаже, а по обеим сторонам от центра — остальные комнаты. Парадные помещения часто соединялись узкими галереями, украшенными колоннами, пилястрами, статуями или бюстами, зеркалами. Здесь сосредотачивались коллекции произведений искусства хозяев дома. Окна галерей как правило выходили в парк, а по противоположной стене развешивались зеркала. Таким образом создавался эффект углубления пространства. Тема раскрытия пространства интерьера вглубь была одной из центральных в барокко. Поэтому использование зеркал, роспись потолков бесконечными небесными далями и парящими в облаках фигурками — характерные для убранства интерьеров компоненты. Потолки оштукатуривались и покрывались подробными фресковыми композициями в окружении позолоченного резного декора, а также живописи, имитирующей объёмные скульптурные формы. Возникало ощущение, что живопись не укладывается в поле плафона, выходит за его границы. Иногда на потолках, но чаще в оформлении стен присутствовали резные деревянные панели. Из Испании в другие европейские страны пришла мода обшивать стены кордовской тиснёной кожей с рисунком золотом, подражающим дорогим тканям. Во Фландрии стены обтягивали шёлком и бархатом. Полы выкладывались мраморными или майоликовыми плитами. Двери обрамлялись живописными панно.Внутреннему убранству дворцов барокко был присущ особенный декоративный размах, несравнимый ни с какой другой эпохой. Торжественный пафос апартаментов усиливала обилие ковров, больших зеркал, позолоченной лепнины.В орнаментике преобладал рисунок тяжелых гирлянд из листьев и плодов, волют, маскаронов. Распространён был и мотив витых арабесок, разнообразных изгибов акантового листа, ленточных плетений. Прямые линии постепенно вытеснялись криволинейными контурами.Великолепие барочного интерьера усиливала мебель, становящаяся все более разнообразной и изощрённо оформленной. Предметы мебели теперь внушительны по объёму, существенную роль в декоре играют резьба, металлические накладки из бронзы, меди, серебра, а также мозаика. В моду входит мягкая мебель — табуреты, стулья, кресла, диваны с мягкими сиденьями, спинками, подлокотниками, обитые красивыми тканями — бархатом, штофом, гобеленом, испанской тиснёной кожей, глазетом (ткань с вплетениями золотых и серебряных нитей). Получают распространение так называемые канапе — кушетки на 6-8 ножках, имеющие форму удлиненной скамьи с мягким сидением. Кресла, стулья, диваны выглядят величественно, их спинки имеют волнообразные очертания, а подлокотники — волютообразные. Обивка крепится крупными гвоздями с массивными шляпками. Точёные ножки чрезвычайно разнообразны (в виде консолей, балясин, сужающихся к низу пирамид). Мягкие части мебели принято покрывать съёмными чехлами. Появляются и кресла для загородных резиденций с плетёными сидениями, покрытые яркими тканями с крупными цветами.Не менее изощрёнными и многообразными по форме становятся столы. Они могут быть на одной или четырёх ножках, украшаться резьбой, бронзовыми деталями, флорентийской мозаикой из разноцветного мрамора, лазурита, агата или покрывается популярным во Франции наборным рисунком — маркетри. Из ореха изготавливаются изящные консольные столы, предназначенные для размещения у стены и поэтому оформленные односторонне. Это сугубо декоративные предметы, на них ставят часы, посуду, канделябры, шкатулки. Напротив, вошедшие в моду экраны, затянутые гобеленовыми тканями, имеют не только декоративное, но и утилитарное значение, поскольку способны предохранять от сквозняков и жары.Изысканные очертания приобретают и шкафы — например, гамбургские, славившиеся своей массивной «архитектурой». Их отличали ножки в виде шаров, мощные карнизы. Распространённые в эпоху Возрождения лари — кассоне сменяются теперь комодами с большим количеством ящичков, книжными шкафами, бюро, шкафами — кабинетами. Едва ли не самыми модными предметами интерьера становятся комоды французского мастера Ш. А. Буля. Исключительно нарядными их делал декор — бронзовые фигурные накладки в виде рельефа, имитирующих форму Солнца (так как мастер творил в эпоху «короля — Солнца» — Людовика XIV), масок. Симметрично расположенная орнаментика придавала произведениям мебельного искусства Буля, высоко ценившимся в Европе, оттенок благородной строгости.Радикально изменился облик кабинета хозяина дома. Теперь помещения такого рода обставляются с тонко выверенной пышностью — письменные столы, бюро, книжные шкафы, консольные столики для канделябров, часы и прочие сугубо кабинетные предметы. У просвещённых людей здесь можно встретить карты и глобусы. Но для раритетов, собираемых владельцами домов, отводятся специальные комнаты — кунсткамеры. В комнатах перед спальнями — бельевых — устанавливались чисто функциональные комоды. Сами же спальни считались в 17 столетии парадными помещениями, здесь даже мог происходить приём гостей. Кровати, как и в эпоху Возрождения, сохраняли балдахины, но декорировались более изысканно. Роскошные атласные покрывала, затканные золотыми или серебряными нитями придавали им нарядный вид.Всё большее распространение в 17 и особенно 18 столетии получает фаянсовая посуда. Наибольшую славу снискал в 17 веке дельфтский фаянс в синих тонах. Он изготовлялся посредством росписи синим кобальтом с последующим обжигом при высоких температурах. Из дельфтского фаянса делали вазы для тюльпанов, блюда, чаши с растительным орнаментом, морскими видами и рисунками. Мастера Руана и Невера производили фаянсовые блюда с гербами и широким орнаментальным бордюром по краю. В Германии ценился белый фаянс, расписанный чёрной глазурью. В майолике Италии были популярны блюда с сочным растительным орнаментом или изображением сценок из крестьянской жизни. Более объёмные и дbнамичные формы приобретают и изделия из стекла. Особую пластичность стеклянным вазам придавали ручки, изображающие накладные крылышки или фигурки животных. Из Голландии пришли формы широких бокалов — ремеров с росписями в виде гербов, дат, витых лент с надписями. Высоко ценился в Европе дорогой баварский и богемский хрусталь с «алмазной гранью». Стеклянные предметы, как правило, убирали в шкафы, в то время как фаянс выставляли в открытых местах интерьера.Не утратила своей популярности в барочном интерьере и посуда из серебра, бронзы, меди, олова. Медная и оловянная утварь обычно хранилась на кухне. Очень эффектны были кубки в виде кораблей из горного хрусталя в серебряной оправе.Люстры выполнялись часто в форме фигуры животного или человека, от которой отходил стержень с нанизанными на него s-образными ответвлениями — рожками, завершающимися чашечками для светильников. Стеклянные люстры с итальянского острова Мурано отличались большей легкостью, но тоже усложнились, приобрели криволинейные очертания деталей.Стиль барокко оказал значительное влияние на развитие паркового искусства. Говоря современным языком, владельцы домов превратились в настоящих фанатов обустройства садов. На их разведение тратились немалые средства. Сад не был «учёным» местом для размышлений, хотя его устроение, полное аллегорий, служило познанию мира. Но в данном случае задача ставилась другая: прежде всего — удивить новизной замысла, остроумием, разнообразием зрелищных эффектов.Барокко существовало не само по себе, а наряду с другими стилями — классицизмом, а в 18 веке — с рококо. Причём последнее в дальнейшем явится завершением стиля барокко, и современники даже назовут его «плохим барокко». Имея в виду, с одной стороны, его совершенно новые черты, а с другой — выражая этим пиетет к уходящей эпохе великого стиля.