ВЫ НЕ ИМЕЕТЕ ПРАВА НИЧЕГО НАЗВАТЬ МЕЛОЧЬЮ И ЗАБЫТЬ О НЕЙ.
(Перечитывая Макаренко…)
" Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания!
А между тем приходится иногда встречать таких родителей, которые считают, что нужно найти какой-то хитрейший рецепт воспитания детей, и дело будет сделано. По их мнению, если этот рецепт дать в руки самому заядлому лежебоке, он при помощи рецепта воспитает трудолюбивого человека; если его дать мошеннику, рецепт поможет воспитать честного гражданина; в руках враля он тоже сделает чудо, и ребенок вырастет правдивым.
Таких чудес не бывает. НИКАКИЕ РЕЦЕПТЫ НЕ ПОМОГУТ, ЕСЛИ В САМОЙ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ЕСТЬ БОЛЬШИЕ НЕДОСТАТКИ.
На эти недостатки и нужно обратить первое внимание. А ЧТО КАСАЕТСЯ ФОКУСОВ, ТО НУЖНО РАЗ НАВСЕГДА ПОМНИТЬ, ЧТО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФОКУСОВ ПРОСТО НЕ СУЩЕСТВУЕТ. К сожалению, иногда можно видеть таких людей, верящих в фокусы. Тот придумает особое наказание, другой вводит какие-нибудь премии, третий всеми силами старается паясничать дома и развлекать детей, четвертый подкупает обещаниями.
А многие родители так любят жаловаться на недостаток времени!
Конечно, лучше, если родители чаще бывают с детьми, очень нехорошо, если родители никогда их не видят. Но все же необходимо сказать, что ПРАВИЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОВСЕ НЕ ТРЕБУЕТ, ЧТОБЫ РОДИТЕЛИ НЕ СПУСКАЛИ С ДЕТЕЙ ГЛАЗ. ТАКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЖЕТ ПРИНЕСТИ ТОЛЬКО ВРЕД. ОНО РАЗВИВАЕТ ПАССИВНОСТЬ, И ДУХОВНЫЙ РОСТ ИХ ИДЁТ СЛИШКОМ БЫСТРО. РОДИТЕЛИ ЛЮБЯТ ЭТИМ ПОХВАСТАТЬСЯ, НО ПОТОМ УБЕЖДАЮТСЯ, ЧТО ДОПУСТИЛИ ОШИБКУ.
Вы должны хорошо знать, что делает, где находится, кем окружен ваш ребенок, но вы должны предоставить ему необходимую свободу, чтобы он находился не только под вашим личным влиянием, а под многими разнообразными влияниями жизни. Не думайте при этом, что вы должны трусливо отгораживать его от влияний отрицательных или даже враждебных. Ведь в жизни все равно ему придется столкнуться с различными соблазнами, с чуждыми и вредными людьми и обстоятельствами. Вы должны выработать у него умение разбираться в них, бороться с ними, узнавать их своевременно. В парниковом воспитании, в изолированном высиживании нельзя этого выработать. Поэтому, совершенно естественно, вы должны допустить самое разнообразное окружение ваших детей, но никогда не теряйте их из виду.
Детям необходимо вовремя помочь, вовремя остановить их, направить. Таким образом, от вас требуется только постоянный корректив в жизнь ребенка, но вовсе не то, что называется вождением за руку. (…)
Истинная сущность воспитательной работы, вероятно вы и сами уже догадались об этом, заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ЕСТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО РАБОТА ОРГАНИЗАТОРА.В этом деле поэтому нет мелочей.
ВЫ НЕ ИМЕЕТЕ ПРАВА НИЧЕГО НАЗВАТЬ МЕЛОЧЬЮ И ЗАБЫТЬ О НЕЙ. Страшной ошибкой будет думать, что в вашей жизни или в жизни вашего ребенка вы что-нибудь выделаете крупное и уделите этому крупному все ваше внимание, а все остальное отбросите в сторону. В воспитательной работе нет пустяков. Какой-нибудь бант, который вы завязываете в волосах девочки, та или иная шапочка, какая-нибудь игрушка — все это такие вещи, которые могут иметь в жизни ребенка самое большое значение. Хорошая организация в том и заключается, что она не выпускает из виду мельчайших подробностей и случаев. МЕЛОЧИ ДЕЙСТВУЮТ РЕГУЛЯРНО, ЕЖЕДНЕВНО, ЕЖЕЧАСНО, ИЗ НИХ И СКЛАДЫВАЕТСЯ ЖИЗНЬ. Руководить этой жизнью, организовать ее и будет самой ответственной вашей задачей."