Приведенные ниже артикуляционные упражнения используются логопедами для стимуляции речевой активности детей. Занимаясь с ребенком дома, вы поможете своему малышу быстрее освоить речь и свободно заговорить.
► Артикуляционное упражнение с игрушечным котенком
— Показать как котенок дует на молочко (дуем широкий язык, зажатый между зубов, щечки не надуваем);
— Киска лижет молочко из блюдечка (широким языком делаем движения наподобие лакания, блюдцем является ваша
ладонь);
— Показать как котенок облизывается (делаем круговые движения язычком по внутренней поверхности губ);
— Показать как котенок зевает: а-а (широко открыли рот);
— Показать, как котенок заметил мышку и удивился: о-о (губки округлили);
— Котенок стал пугать мышку: д-д (по подражанию);
— А теперь котенок доволен сам собой (надувать и сдувать щечки)
► Артикуляционное упражнение с игрушечным ёжиком
— Показать, как ежик фырчит (прикусываем верхними зубками нижнюю губу : ф-ф);
— А теперь фырчит ежонок (улыбнулись, прикусили верхними зубками нижнюю губу: фь-фь);
— Покажи, как Ежик кушает яблоко (надуваем по очереди щечки);
— А теперь Ежик умывается (делаем круговые движения язычком по губам);
— Покажи, что Ежику вкусно и он улыбается: и-и (в улыбке показать сомкнутые зубки);
— А теперь ежик устал и зевает: а-а (широко открыли рот)
►»Окошко»
-широко открыть рот — «жарко»
-закрыть рот — «холодно»
► «Чистим зубки»
— улыбнуться, открыть рот
— кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы
►»Месим тесто»
— улыбнуться
-пошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя»
— покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
►»Чашечка»
— улыбнуться
-широко открыть рот
— высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т. е. слегка приподнять кончик языка)
► «Дудочка»
-с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
►»Орешки»
— рот закрыт кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки на щеках образуются твердые шарики — «орешки»
► «Шарик»
— надуть щеки
— сдуть щеки