Роль системы обучения художественным навыкам для людей творческих специальностей.

 

Чтобы своими руками создать произведение искусства, дизайн интерьера, художественные предметы быта, коллекцию одежды, или даже рекламу требуется владение не только специальной технологией, но и выразительными средствами рисунка и живописи. Это возможно только при развитии творческих способностей, приобретения таких качеств, как наблюдательность, зрительная память, пространственное мышление, чувство цвета, формы. Приобретение практического опыта в области рисунка и живописи – процесс сложный и длительный, требующий внимания, сосредоточенности, трудолюбия.

Восхищаясь непосредственностью детских рисунков не стоит забывать, что без должного руководства уровень рисунков останется прежним и из талантливого ребенка не вырастет художник. Только вручив ребенку все необходимые инструменты, снабдив его практическими знаниями можно надеяться, что талант разовьется и приведет в конечном итоге к возникновению новой творческой личности, способной сотворить настоящее произведение искусства. Разумеется, эффективность учебного процесса зависит не только от внешних условий, таких как мастерство учителя, методы обучения, учебные пособия, оборудование, но и от внутренних условий, к которым относятся уровень способностей, интерес к предмету, отношение к учебе. Рисовать любят абсолютно все дети, но это совсем не значит, что они будут, когда повзрослеют, заниматься тем же. Для развития художественных способностей, прежде всего, необходимо живое желание самого ребенка, его огромная заинтересованность и упорство в освоении навыками изобразительного искусства. Стать и быть художником это значит не только быть талантливым это, прежде всего, означает постоянно работать над собой и самосовершенствоваться в мастерстве.

Первые задатки и возможности проявляются, как правило, довольно рано. Уже в шесть, семь лет выделяются дети увлеченно и удачно рисующие. Если данные очевидны, такого ребенка просто необходимо профессионально обучать, дабы дарование не исчезло со временем. Конечно, даже получив начальную подготовку, одаренный ребенок может не выбрать в будущем творческую специальность, важно чтобы у него этот выбор был.

Овладение приемами рисунка и живописи сложный процесс, результатом которого должно стать усвоение навыков реалистического изображения действительности. Хорошая художественная школа необходима каждому начинающему художнику. Вначале детей знакомят с основами гармоничной композиции и законами перспективы. Такое ознакомление невозможно без наблюдений окружающего мира и рисования с натуры. Природа вокруг нас – не только нескончаемый источник наблюдения, развивающий глубину восприятия, кругозор, обогащает визуальную палитру, но и могучий фактор эстетического и нравственного воспитания. Ученики делают многочисленные зарисовки и этюды с натуры. Внимательное изучение натуры, освоение техническими приемами и способами ее изображения линией, тоном и цветом, направленное на повышение качества ученических работ, лежит в основе школы русского реалистического, художественного искусства. Обучение основам рисунка является базой для трех других дисциплин: живописи, скульптуры и архитектуры. В рисунке очень важно «поставить» глаз и руку ребенка. Это проще всего сделать при построении простых геометрических форм: шара, куба, пирамиды и т. д. После компоновки и правильного построения идет этап отработки моделей тоном, с целью выявления объема и формы. В живописи, кроме этого, прибавляется цвет, оттенки, формирование цветной светотени для определения пространственного нахождения предметов. Восприятие изображаемых предметов, с которого начинается любой процесс познания, на занятиях рисунком и живописью носит избирательный характер, так как один и тот же изображаемый предмет в зависимости от освещения, особенности окружающих предметов и среды, в которой он находится, может визуально восприниматься по-разному. Нужно научиться видеть предмет осмысленно, «почувствовать» его. Если ученики удачно справились с простыми заданиями они переходят к более сложным. В процессе работы обучающийся каждый раз как бы поднимается по ступеням знаний, отталкиваясь от того, чему он уже научился. Уровень его способностей, его продвижение вперед определяется качеством знаний, навыков, полученных на предыдущих, более простых стадиях обучения. Путем постоянной тренировки достигается способность избирательно, направленно и осмысленно воспринимать модель, композиционно выделяя, ее эстетические и наиболее характерные качества. Изобразительная деятельность способствует развитию мышления, зрительного восприятия, познанию окружающей действительности, знакомству со спецификой художественного языка.

Выбирая творческую специальность человек, осознанно связывает свою судьбу с искусством. Невозможно представить себе дизайнера или модельера, не говоря о художнике, который не мог бы рисовать и писать красками. Таким образом, следующий виток обучения идет уже на более серьезной основе, так как готовит базу для профессиональной деятельности. И если не будет первого, подготовительного этапа, где ребенок узнает азы мастерства, то ему будет практически невозможно овладеть творческой профессией. Желателен также промежуточный этап, перед высшим учебным заведением, дающий среднее — специальное образование. Каждое учебное заведение является для человека новым испытанием, которое нужно постоянно преодолевать, вырабатывая у себя такие качества, как сила воли и стойкость характера.

Желание быстро стать хорошим художником, дизайнером, по меньшей мере, легкомысленно. Без волевого усилия, длительной, упорной работы под руководством опытного, умелого наставника, без внутренней потребности овладеть знаниями и навыками, и наконец, без любви к делу успех невозможен. В каждой новой работе истинный художник стремится к еще большему профессионализму, понимая, что замыслы постоянно опережают возможности. Восхищаясь красотой мира, великие мастера искали новые пути самовыражения. Больше всего они боялись самоуспокоенности и самолюбования, осознавая, что успокоившийся художник перестает быть художником. Искусство требует от человека творческой специальности постоянного самосовершенствования, ни на минуту не освобождая от внутренней работы.

Автор: Острийчук Т.А.