Ответы на городскую интернет – викторину «Старый мост»

1 В каком году началось строительство железнодорожного моста через реку Волга в Симбирске?
Решение о строительстве железнодорожного моста через Волгу было принято Петром Аркадьевичем Столыпиным во время его визита в Симбирск в сентябре 1910 года. Председатель Совета министров специально заехал на несколько часов в Симбирске, чтобы обсудить вопрос о строительстве моста. Участие в «круглом столе» также приняли председатель правления Волго-Бугульминской железной дороги князь Долгорукий, симбирские купцы и почётные горожане, которые доказали министру необходимость и важность строительства моста для экономики города. Столыпин этой идеей проникся, понял народнохозяйственное и стратегическое значение волжского мостового перехода.
14 июля 1910 года был издан царский указ о строительстве ветки железной дороги, которая бы соединила Московско-Казанскую железную дорогу с существующей линией Часовня — Мелекесс и строительстве моста через Волгу в районе Симбирска.
3 марта 1913 года на дне Волги был заложен первый камень Симбирского железнодорожного моста.
Мост строился исключительно как железнодорожный.

1914-Симбирский-мост-стройка

2 В связи с чем возникла необходимость строительства моста?
Отсутствие железнодорожной переправы через реку сильно тормозило экономическое развитие региона.
Грузы переправлялись через Волгу с перегрузкою: летом на баржах, а зимой лошадьми.
До появления в 1865 году пароходного и в начале XX в. железнодорожного сообщения с правым берегом заволжские жители занимались перевозом на лодках и плотах. Переправу на этом месте на рубеже XVIII – XIX вв. интересно и подробно описывал знаменитый писатель С.Т. Аксаков: «На перевозе ночевало много народу, и уже одна большая завозня, битком набитая лошадьми и телегами с приподнятыми передками и торчащими вверх оглоблями, чернелась на середине Волги, а другая торопливо грузилась, чтобы воспользоваться благополучным временем. Перевозчиков из деревни Часовни, лежащей на берегу, набежало множество, предлагая нам свои услуги. У них был какой-то староста, который говорил моему отцу, чтоб он не всем верил, и что многие из них вовсе не перевозчики, и чтобы мы положились во всём на него. Нагрузилась до последней возможности и другая завозня, отвязали причалы, оттолкнулись от пристани и тихо пошли на шестах вверх по реке, держась около берега. Дальше следует многословное и волнующее описание самой переправы, чуть было не закончившейся трагедией, так как началась буря.

3 Кто был автором проекта?
Автор проекта инженер Николай Аполлонович Белелюбский, при участии инженеров А. П. Пшеницкого, О. А. Маддисона.
Кстати, автор проекта был главой русской школы мостостроения, ведущим профессором Петербургского института инженеров путей сообщения, создавшим на территории Среднего Поволжья 4 моста.
В строительстве было задействовано более 3,5 тысяч специалистов.

4 Сколько времени потребовалось на строительство моста?
Мост строился с 1913 по 1916 год (2,5 года).
(Для сравнения Президентский мост строился 23 года).

5_1

5 Когда состоялось открытие моста?
5 октября (18 октября по новому стилю) 1916 года мост был торжественно открыт.
Пролетные строения моста имеют длину 160 м каждое, а общая длина моста составляет около 3,5 км. На строительство затрачено более 15 млн. рублей.
Местный летописец Иван Михайлович Якушин так описал открытие моста: «Блестящая, в золоте, орденах и лентах колонна в числе 300 человек во главе с епископом Назарием, плотно подзакусив в Троицкой гостинице, нарядившись в шубы, плащи и консервы (очки), тихо, величественно тронулась с флагами, хоругвями и крестами на аркаду… Там в сооруженном павильоне, отмочалив крестный молебен с провозглашением многолетия Царственному дому и К., кортеж полез в вагоны, и поезд пошел к мосту, где я крепко держал от ревущей бури зеленую ленточку с золотой надписью. У портала я флагом остановил поезд, из вагона вышел епископ, щедро оплескав всех кругом (и, надо сказать, в этом он был прямо гений), а начальник, губернатор и председатель Правительства, вместе с Белелюбским заклепали 3 традиционные серебряные заклепки в холодном виде в специально оставленном для этого случая месте…».
В знак признательности за помощь в строительстве крупнейшего на тот момент в Европе железнодорожного моста симбиряне установили Столыпину бюст в центре города.

6 Первое название моста?
Мост назвали «Императорский Его Величества Николая II».

7 О чем говорит «легенда» о мосте?
Есть легенда, что при закладке моста под его шестую опору была заложена серебряная пластина с гербом России и Симбирска и текстом, указывающим день закладки.
Летописец Императорского моста Якушин в дневнике пишет, что при закладке моста 3 марта 1913 года на дно кессона была положена серебряная пластина размером 12 на 8 вершков (60х35 см).
В дневнике он пишет: «Доску (пластину – Т.Г.) обернули в вощёную шёлковую ткань, вложили в нишу, залили эвкалиптово-вишнёвым маслом, закрыли мраморной доской, залили раствором Сенгилеевского цементного завода, заложили 13 камней в подошву будущего устоя. Стоимость доски, гравировки и шлифовки 461 рубля золотом.

8 Как назвали мост после Февральской революции?
После февральской революции 1917 года мост переименовали в мост Свободы.
Описание этого события также можно найти у Якушина. «Я, срочно взяв двух рабочих с ломами и топорами, побёг срывать деревянные мемориально-титульные доски на колоннах входного портала моста, где ярким золотом на весеннем солнечном свете нахально, бесстыдно красовалось имя: «Император Николай II». С этого дня стали именовать его «Мост Свободы», а на порталах, чтобы не споткнуться ещё раз на какие-нибудь неожиданности, уже никаких досок не вешали».
Последнее название Императорского моста — «старый» появилось в ноябре 2009 года вместе с открытием нового Президентского моста.

9 На каком заводе были изготовлены стальные конструкции моста?
Стальные ажурные конструкции для моста изготавливались на Юзовском заводе (г. Донецк, Украина.

10 Где брали гранит для опор?
Гранит доставлялся с Урала.

11 Какой материал для строительства предоставила Симбирская губерния?
Симбирская губерния предоставила для строительства бутовый камень.

12 Что случилось на мосту 7 июля 1914 года?
7 июля 1914 года строящийся мост был сильно поврежден пожаром.
Из Иллюстрированного журнала «Искры Воскресенье» от 20 июля 1914 года: «7-го июля сгорел строящийся у Симбирска мост через Волгу, сооружаемый Волго-Бугульминской ж. д. Этот мост считается величайшим в Европе. Длина его достигает двух верст, а вместе с эстакадами и более двух верст. Строится мост на четырнадцати быках. На постройке занято до 3.700 рабочих. Огонь превратил все бывшие на острове сооружения в грандиозный костер.
В настоящее время не представляется возможным назвать даже приблизительную цифру убытка, так как пока — до заключения особой комиссии — цифра эта колеблется между 800.000 и 1.500.000 руб.
Только едва упавшая, еще не законченная, ферма, весившая до 70.000 пудов, оценивается в 280.000 руб. Одна перелицовка быков из екатеринбургского гранита расценивается по 200 руб. за квадратную сажень.
Причиной этого колоссального пожара послужило следующее обстоятельство. На одной из ферм производились работы по склепке. Раскаленная клепка упала в мусор, щепы и другие горючие материалы на лесах. Вспыхнувшее пламя вскоре превратилось в грандиозный пожар».

96282221_Ashampoo_Snap_20130116_00h40m53s_056_

13 Что произошло во время строительства моста 31 мая 1915 года?
29-31 мая 1915 года произошел оползень Симбирской горы, разрушивший подходы к мосту со стороны города.

14 В связи с какими мероприятиями в 1953 – 1958 году была проведена реконструкция моста? Что именно было сделано?
Из-за строительства Куйбышевского водохранилища и ГЭС уровень воды поднялся на 7—8 см, пришлось укрепить переход и опоры. Одной из самых сложных задач являлась реконструкция железнодорожного моста и строительство рядом с ним на тех же опорах и не прерывая движения поездов, нового автомобильного моста. Трудность заключалась и в том, что из-за предстоящего резкого повышения уровня воды в Волге нужно было примерно на 8,5 метров поднять пролётные строения (для этого применялись блоки весом 5 тонн) и нарастить кладку опор старого моста. Этими сложнейшими работами занимались мостоотряд № 3, мостопоезд № 450, СМП-158 и ССМУ гидромеханизации. Кроме того, они сооружали подходы к мосту и укрепляли откосы насыпи. Общие площади мощения откосов насыпи и земляных работ составили соответственно 206 тысяч кв. м и 270 тысяч куб. м.
В 1958 году было открыто движение по автомобильной части Императорского моста.

15 С каким печальным событием в истории моста связана дата 5 июня 1983 года?
5 июня 1983 года в 21.40 произошла катастрофа — теплоход «Александр Суворов», следуя по маршруту туристического круиза Ростов-на-Дону — Москва, на полном ходу зашел в несудоходный пролет и задел конструкцию моста. Мост имеет существенную особенность — большой наклон на одну сторону, и речным судам нельзя его проходить как большинство мостов — в средний пролет. Судоходные пролеты только второй и третий.
Теплоход не просто ударился о пролет и остановился: со своей массой за 3 тысячи тонн он полностью прошел в пролет и остановился только через полкилометра.
На судне находилось 439 человек. Из них 343 — туристы, 6 — работники круиза, 35 — рабочие и служащие ресторана, 55 человек — лучший экипаж Волго-Донского пароходства под командованием капитана Клейменова. Это был самый новый теплоход на то время.

В аварии пострадал не только теплоход, но также грузовой поезд весом 3 300 тонн, проезжавший по мосту в то же время. В результате пролетное строение моста было смещено на 40 см, сам теплоход лишился рубки, кинозала и дымовых труб, из 53 вагонов поезда 11 сошло с рельс, часть вагонов опрокинулась вместе с грузом угля, зерна и бревен.

crach
Официальное число пострадавших насчитывает 176 человек. Трагедия произошла вечером. На верхней палубе как раз была дискотека, а в кинозале показывали фильм. Поэтому число жертв было столь велико. Бревна, упавшие в воду сослужили хорошую службу – многие пострадавшие спаслись благодаря им.

Suvorov_1

Сразу после сообщения о катастрофе Ульяновск и область оказались фактически закрыты, судоходство на этом участке Волги остановилось. Сначала пострадавших с теплохода доставляли на берег при помощи местного флота, потом отбуксировали «Суворова» к берегу. Городские больницы работали в авральном режиме, но процент смертности среди пострадавших был очень высок: многих доставляли в госпитали уже при смерти, с оторванными конечностями и страшными рваными ранами, в которые вдобавок набилась угольная крошка из опрокинутых вагонов грузового поезда.
В том же году эксперты пришли к мнению, что к катастрофе привели следующие причины:
-халатность первого штурмана Евгения Митинкова;
-халатность рулевого;
-отсутствие сигнальных огней на мосту в тёмное время суток;
-на шестом пролёте, через который такое судно пройти не могло, стояла будка путевого обходчика, напоминавшая своими очертаниями сигнальный щит, обозначавший судовой пролёт.
В 1999 году по инициативе сотрудников Ульяновского отряда ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» на Куйбышевской железной дороге в память о погибших на «Александре Суворове» был установлен крест. В 2006 году восьмой пролет, в который врезался теплоход, был заменен вместе с другими пролетами. Фрагмент данного пролета установили на территории охраны волжского моста как память о трагедии.

26708707

16 Сколько лет по проекту определили срок службы моста?
Срок службы моста определили в 100 лет.
В этом году мосту как раз исполняется 100 лет. Уже понятно, что без сомнений, при должном уходе, он простоит он еще лет 50, а возможно и дольше.

Most_Volgo-Bugulminskoj_zh._d._v_Simbirske
Мне было интересно прочитать про процесс стоительства моста из чего он состоит, зачем его строили и о его истории побольше. Я узнал много нового и удивился, когда услышал его трагедии и легенду. Пока искал информацию я познакомился с нашим городом, с его экономикой. Я очень люблю императорский мост он получился красивым.

bec2a82a

Мост на картах Ульяновска.
До строительства водохранилища и после.

ˆ««.-3.-Š%A0àâ%A0-1940-500-¬

ulnrayen
Автор: Слава Острийчук (11лет)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.