Режим дня — это рациональное распределение времени на учебу и отдых в течение суток. Основная его цель — обеспечить высокую работоспособность на протяжении всего дня. Как отметила педиатр Светлана Вадимовна Зыкина, строится режим на основе биологического ритма организма. Так, например, подъём работоспособности отмечается с 11 до 13 часов. Второй подъём, более низкой интенсивности и продолжительности, — в 16-18 часов. Дети легко привыкают к распорядку дня в школе, поэтому и дома следует составить такое же расписание для ребёнка.
"Основными элементами режима дня школьника являются: учебные занятия в школе и дома, активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе, регулярное и достаточное питание, полноценный сон, хобби и отдых. При организации режима родителям следует учитывать состояние здоровья своего ребёнка и особенности данного возрастного периода", — советует Светлана Вадимовна.
Так, например, в 6-7 лет отмечается повышенная чувствительность к неблагоприятным внешним факторам и быстрая утомляемость при обучении. В младшем школьном возрасте продолжаются процессы окостенения и роста скелета, развитие мелких мышц кисти и совершенствование нервной системы. Возраст 11-14 лет характеризуется резкими гормональными сдвигами и интенсивным ростом. Происходит быстрое развитие внутренних органов: сердце растёт быстрее, чем просвет сосудов, и возникает юношеская гипертензия.
В 15-18 лет — завершение полового созревания, сохраняется психоэмоциональная неуравновешенность. Отметим, что при чётком распорядке дня у ребёнка формируется привычка делать все в определенное время.
Начинается новый день:
Педиатры рекомендуют начать день с утренней зарядки, которая облегчит переход от сна к бодрствованию, позволит организму активно включиться в работу. Предпочтительны такие упражнения, которые воздействуют на разные группы мышц. Желательно включать в комплекс нагрузку для туловища, мышц рук, ног, брюшного пресса и спины, упражнения на гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов. Выполнять их надо в определенной последовательности: вначале — потягивания, затем — упражнения для рук и плечевого пояса, туловища и ног.
Заканчивают зарядку прыжками и бегом, после чего делают упражнения, успокаивающие дыхание. Продолжительность зарядки в зависимости от возраста — от 10 до 30 минут. Задания постепенно усложняются, ускоряется и темп движений. Комплексы упражнений желательно менять каждые 7-10 дней. Занятия обязательно проводить на свежем воздухе (на улице, в комнате с открытой форточкой).
Помимо зарядки к физическому воспитанию относятся игры на улице. Педиатры напоминают: лучшими считаются подвижные игры, а также занятия спортом. В игре совершенствуются двигательные навыки ребенка, повышается его эмоциональный тонус. Кроме того, подвижные игры дают хороший оздоровительный эффект. Обратите внимание на плавание, лыжный спорт, велоспорт и другие секции (в зависимости от склонностей ребёнка).
Хорошо дисциплинируют командные игры: волейбол, баскетбол, футбол. Специалисты рекомендуют не забывать о танцах. Не игнорируйте и занятия лечебной физкультурой в школе, если доктор считает их необходимыми. Особенно важно пребывание ребёнка на улице вечером перед сном. В общей сложности ребенок должен гулять 2,5-3,5 часа в день: чем младше ребёнок, тем больше времени он должен проводить на улице. Наказание лишением прогулки недопустимо.
Переходим к водным процедурам
После утренней зарядки ребёнка ждут водные процедуры. Детям школьного возраста после каждой тренировки надо принимать теплый душ. Постепенно температуру воды снижают: с 30 до 20-15 градусов в конце. Это хорошая закаливающая процедура. Возможен контрастный душ с чередованием тёплого и прохладного потоков воды.
Ничто так не прогоняет сон, как утреннее умывание холодной водой. Необходим и ежедневный душ в послеобеденное время, особенно в жаркое время года. Если добавить посещение бассейна 2-3 раза в неделю, этого будет достаточно для того, чтобы ребенок рос здоровым.
Полноценное питание
Завтрак обязательно должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребёнка в калориях. Прием пищи должен проходить в тихой, спокойной и доброжелательной обстановке. Не разрешайте детям во время еды читать книги и разговаривать.
Второй завтрак ребёнок получит в школе. Он должен составлять 10-15% суточной калорийности. Обед — 40%, ужин — 20-25%. Последний должен быть более легким, чем завтрак. Это могут быть каша, творог, кефир, а также овощи и фрукты. Для детей 7-10 лет суточная калорийность должна составлять 2300 ккал. Обед — около 13-14 часов, ужин не позднее 19.30. Сформировать режим питания у школьника помогут семейные завтраки и ужины, во время которых все члены семьи собирается за одним столом.
Правильный отдых
По словам Светланы Зыкиной, вернувшись из школы, ребёнок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых составит около 1-1,5 часа (без чтения книг и просмотра телевизора). Это время слабые и часто болеющие дети должны уделять сну. Оптимальным временем для приготовления уроков служит период 15-16-ти часов — в это время информация усваивается лучше всего.
Школьный психолог Ольга Алексеевна Носова советует начинать выполнение домашнего задания с наименее тяжелых предметов, переходя к более сложным. О.А. Носова: "Обучение должно быть и в случае отсутствия домашнего задания. Это закрепит школьные знания. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30-40 минут, после чего следует проводить 15-минутные перерывы под музыку".
В рабочей обстановке
"Для занятий у ребенка должно быть свое рабочее место, оборудованное столом, стулом, полочкой для книг, настольной лампой", — продолжает Ольга Алексеевна. Мебель необходимо подбирать в соответствии с ростом ребенка (при росте до 130 см высота стола и стула должна быть соответственно 54 и 32 см, при 130-145 см — 60 и 36 см, при 145-160 см — 66 и 40 см, при 160-175 см — 72 и 44 см, выше 175 см — 78-48 см). Стул следует задвигать под стол на 4-8 см, для книг — иметь подставку с углом наклона 15 градусов.
Стол поставьте ближе к окну так, чтобы свет падал слева. Пучок света от настольной лампы должен быть направлен на рабочую поверхность. Во время подготовки уроков не должно быть отвлекающих моментов (телевизор, радио, разговоры). "Следует добиваться того, чтобы ребенок готовил уроки в день получения задания, что значительно сокращает время на включение в обучающий процесс и восстановление полученных на уроках сведений", — говорит школьный психолог.
Занятия по интересам
Специалисты единодушны: полтора-два часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телевизионных передач и др.). Длительность просмотра телепередач — не более 1,5 часов 2-3 раза в неделю. "Без сомнения, допустимым исключением из правил может стать родительское разрешение на просмотр интересного фильма, если данная уступка правильно понимается школьником", — считает психолог Ольга Носова.
В любом случае лучшим времяпрепровождением будет прогулка на свежем воздухе. Весьма полезны занятия в кружках по интересам. По словам специалиста, ребенок может заниматься не более чем в двух кружках.
Сон на свежую голову
После ужина наступило время прогулки перед сном. Родители должны прививать ребенку навыки по самообслуживанию. Это касается как девочек, так и мальчиков. Очень много зависит от простых, казалось бы, вещей: умения готовить, убирать, стирать и т. д. "Вечер — это время, когда вся семья дома за любимым делом обсуждает прошедший день. Ответственность ребёнка за вынос мусора, мытьё посуды и др. станет важнейшим режимным моментом, даст ребенку возможность чувствовать себя полноправным членом семьи", — считает Ольга Носова.
Очень важным фактором в режиме дня школьника является сон. Полноценным считается сон, имеющий достаточную для данного возраста продолжительность и глубину. Школьник должен спать не менее 9-10,5 час. Педиатры рекомендуют: очень важно, чтобы ребенок всегда ложился и вставал в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание, и легкое пробуждение.
"Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату. Полезен сон при открытой форточке, к этому ребенка следует приучать с лета. Наиболее здоровая температура воздуха жилой комнаты — 18 градусов", — отмечает педиатр Светлана Зыкина. По ее словам, часто дети недосыпают, поскольку рано начинаются занятия в первую смену, и поздно ложатся спать из-за продолжительного приготовления уроков, длительного просмотра телевизионных передач, позднего ужина. Систематическое недосыпание может привести к переутомлению и невротическим расстройствам. Непосредственно перед сном у ребёнка необходимо сформировать положительные эмоции поощрением или похвалой, чтением ему книг.
Подведем итоги
Вот примерный режим дня школьника: подъем — 7.00. Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет — 7.00-7.30. Утренний завтрак — 7.30-7.50. Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе — 7.50-8.20. Занятия в школе — 8.30-12.30. Горячий завтрак в школе — около 11 ч. Дорога из школы или прогулка после занятий в школе — 12.30-13.00. Обед — 13.00-13.30. Послеобеденный отдых или сон — 13.30-14.30 Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе — 14.30-16.00. Полдник — 16.00-16.15.
Приготовление домашних заданий — 16.15-17.30. Прогулки на свежем воздухе — 17.30-19.00. Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.) — 19.00-20.00. Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия — чистка одежды, обуви; умывание) — 20.00-20.30. Сон — 20.30-7.00.
Если школьник занимается во вторую смену, он должен готовить домашние задания через 30 мин после завтрака, чтобы успеть погулять перед занятиями. Делать уроки вечером таким детям не следует — дневная нагрузка значительно снижает работоспособность. На помощь семье отводится один час. Дети, занимающиеся во вторую смену, завтракают и обедают дома в 8 часов и 13 часов соответственно, полдник получают в школе в 16 часов и ужинают дома в 19.30.
Может сложиться впечатление, что предлагаемые рекомендации сложно выполнить. Это не так. Режим — понятие из взрослой жизни, и знакомить с ним ребёнка необходимо как можно раньше. "Нет лучшего примера для школьника, чем занимающийся рядом папа. Невозможно оставить ребёнку обед и надеяться, что тот сам скушает его в срок. Каждый шаг рядом с ребёнком должен вначале совершаться кем-то из взрослых", — считает Ольга Носова.
Все правила распорядка должны соблюдаться в комплексе. "Невозможно поднять ребёнка на зарядку, если вечером он лёг в 23.30 после просмотра фильма ужасов, — говорит школьный психолог. — И помните: ничто так не нарушает распорядок, как безделье. Поэтому до определенного возраста любящие родители, ложась спать, должны подумать: все ли они сделали для ребенка сегодня и как организовать его завтрашний день".
Подготовила Алена Загребина
http://www.job-today.ru