Ориентировочные показатели развития речи у детей от 1 года до 3 лет.

Ребёнок от 1 года до 1 года 6 месяцев.

Говорит отдельными словами, имеющими значение предложений. В конце периода появляются двухсловные предложения. Отдельные слова и предложения дополняются жестами, мимикой, интонацией.

Ребёнок от 1 года 6 месяцев до 2 лет.

Запас употребляемых слов быстро растет. Облегчённые слова заменяются правильными. Появляются прилагательные и местоимения. Начинает употреблять простые двух– трёхсловные предложения, а к 2 годам – трёх – четырёхсловные. В словах появляются грамматические изменения. Речь эмоциональна и выразительна.

Ребёнок от 2 лет до 2 лет 6 месяцев.

Легко повторяет фразы, короткие стихи. Словарь продолжает быстро расти. Услышанные незнакомые слова и целые фразы быстро усваиваются. Появляются вопросы «Где?», «Почему?», «Куда?». Предложения становятся многословными, появляются сложные предложения, хотя и не всегда грамматически правильные. Начинается употребление предлогов и союзов. Речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.

Ребёнок от 2 лет 6 месяцев до 3 лет.

Словарь быстро увеличивается. Может понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не бывших непосредственно в его личном опыте, но отдельные элементы которых ранее воспринимались ребёнком. Речь взрослого становится для ребёнка и средством познания. Он говорит сложными фразами, появляются придаточные предложения, хотя грамматически предложения продолжают оставаться ещё не всегда правильными. По словам может передать содержание ранее рассказанной сказки или рассказа (по картинкам и без показа картинок).