(по М.Н. Щелованову и Н.М. Аксариной)
1. Первая улыбка в ответ на разговор взрослых
2. Пытается поднимать и удерживать голову, лёжа на животе.
1. Спокойно бодрствует, рассматривает висящие над ним игрушки.
2. Следит взором за движущейся перед глазами игрушкой.
3. Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним.
1. Сосредоточивает взгляд на лице разговаривающего взрослого, находясь у него на руках в вертикальном положении.
2. В ответ на разговор с ним проявляет радость улыбкой, звуками и оживлёнными движениями рук и ног (комплекс оживления).
3. Случайно наталкивается руками на игрушку, висящую над его грудью.
4. Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечье и хорошо удерживает голову.
5. Поддерживаемый под мышками, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах.
1. По звуку отыскивает невидимый объект – поворачивает голову к источнику звука.
2. Во время бодрствования часто улыбается, издает громкие звуки, двигается, выпрямляя и сгибая руки и ноги.
3. Громко смеётся.
4. Рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над ним игрушки.
5. Во время кормления придерживает руками бутылку или грудь матери.
1. Отличает близких от чужих людей (по разному реагирует).
2. Различает тон, с которым к нему обращаются.
3. Подолгу певуче гулит.
4. Легко берёт погремушку, которую держат у него перед грудью.
5. Подолгу удерживает в руке погремушку.
6. Долго лежит на животе, поднимая корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук.
7. Переворачивается со спины на живот.
8. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.
1. Начинает лепетать – произносить отдельные слоги.
2. Свободно берёт игрушку из разных положений и подолгу с ней занимается.
3. Переворачивается с живота на спину.
4. Передвигается по манежу, переставляя руки или немного подползая.
5. Хорошо ест из ложки, снимая пищу губами.
1. Подолгу лепечет.
2. Ищет и находит взором предмет, неоднократно называемый, находящийся в определённом месте.
3. Играя погремушкой, стучит, размахивает ею.
4. Хорошо ползает.
1. Громко и повторно произносит различные слоги.
2. По просьбе взрослого выполняет различные движения, например «ладушки», «до свидания», «дай ручку».
3. Игрушками занимается долго: рассматривает, постукивает игрушкой об игрушку.
4. Сам садится и ложится.
5. Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается.
6. Переступает вдоль барьера.
7. Ест кусочек хлеба, который сам держит в руке.
8. Пьёт из чашки, которую держит взрослый
1. Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете.
2. На вопрос: «Где?» отыскивает несколько предметов независимо от их местоположения.
3. Знает свое имя – поворачивается на зов.
4. С предметами действует по-разному в зависимости от их свойств: катает шар, вынимает один предмет из другого, сжимает и разжимает резиновую игрушку и др.
5. Свободно ходит, слегка придерживаясь руками за предметы.
6. Хорошо пьёт из чашки, сам придерживает её.
1. Подражает взрослому – повторяет за ним разнообразные звуки и слоги
2. По просьбе взрослого находит и даёт названную игрушку.
3. Отвечает на заигрывание: «догоню- догоню», «сорока-ворона» при слове «ку-ку» натягивает на лицо пелёнку и др.
4. Действия с предметами (вынимание – вкладывание, открывание – закрывание и др.) приобретают устойчивый характер.
5. Входит на горку и сходит с неё.
1. Употребляет первые осмысленные слова, например «ав-ав», «кис-кис», «ляля».
2. Некоторые слова приобретают обобщённый характер. На вопрос: «Где киса?» показывает разных кошек.
3. По предложению взрослых выполняет разнообразные разученные действия с предметами.
4. Овладевает новыми действиями с предметами: накладывает один предмет на другой, снимает и надевает свободно снимающиеся кольца на стержень.
5. Стоит самостоятельно.
1. Легко подражает новым слогам.
2. Произносит около 10 слов.
3. Понимает по слову (без жеста) названия нескольких предметов, часто находящихся в его пользовании, разученных действий и знает имена нескольких взрослых и детей. Например: «Где мама?», «Дай мяч».
4. Самостоятельно ходит.
5. Самостоятельно пьёт из чашки.